Тюменская область
Мастер
Екатерина Макарова, руководитель мастерской исторического костюма, г. Тюмень.
Материалы и техника исполнения

Вышивка крестом, счетная гладь, тамбурный шов, досюльный шов, косой стежок

Карта

Карта Тюменской области выполнена в технике счетной глади шерстяными

нитками, окрашенными вручную. Образцом орнамента послужила коллекция крапивной одежды южных хантов и манси, хранящиеся в фондах «Тюменское музейно-просветительское объединение». В карту региона включена надпись «Тюменская область» и геральдический символ области – соболь.

Панно

На демонстрационном образце по центру выполнена татарская вышивка тамбурным швом. Орнамент, обрамленный бисером – хантыйский. Над ним чувашская вышивка. С другой стороны, к татарской вышивке располагается марийский орнамент, над ним – русский. Расположение орнаментов сверху вниз: русский, марийский, татарский, чувашский, хантыйский.

Курганская область
Мастер
Елена Мещерякова, заведующая отделом МБУ Центр русской народной культуры «Лад» (г. Шадринск), руководитель народного коллектива «Студия народных ремесел «Светёлка»;
Екатерина Фокина, режиссер МБУ Центр русской народной культуры «Лад» (г. Шадринск), мастер народного коллектива «Студия народных ремесел «Светёлка».
Карта и панно

Карта вышита в традиционной для Зауралья технике: сочетании тамбурного шва и ковровой вышивки (местное название – синелевая).

Тамбурный шов выполнен крючком нитью секционного окрашивания. Вышивка ведется по ткани, туго натянутой на пяльцах.

Ковровая вышивка выполнена специальной полой иглой. Техника выполнения предполагает вышивку с изнаночной стороны изделия. В результате на лицевой стороне образуется ворс из невысоких петелек.

Тамбурно-синелевой вышивкой на территории Урала, Зауралья, бывшей Пермской губернии украшали элементы костюма: рубахи, нарядные фартуки-запоны. Фон фартуков был темным: черным, бордовым, зеленым.

Наиболее крупные элементы орнамента, выполненного в тамбурной технике, заполнялись ковровой вышивкой. Вышивка была многоцветной, цвета выбирались очень яркие: розовый, оранжево-желтый, красный, голубой, зеленый.

Одним из самых излюбленных сюжетов вышивки на фартуках-запонах был букет из цветов, причудливых листьев, ягод. Именно такой орнамент выполнен на фрагменте карты России, изображающем Курганскую область и на дополнительном образце местной традиционной вышивки.

Свердловская область
Мастер
Мастера по художественному текстилю:
Ольга Ворончихина, г.Екатеринбург;
Ольга Симакова, Шалинский район;
Анастасия Коротаева, Шалинский район.


Карта и панно

В основу образа карты Свердловской области заложены старинные, традиционные и наиболее характерные виды вышивки русского населения, проживающего на территории региона: счетная гладь, имитация бранного ткачества, крест, болгарский крест, художественная вышивка.


Композиция карты построена по принципу орнаментации полотенец – традиционного предмета текстиля народов, проживающих на территории Свердловской области, силуэт которой заполнен горизонтальными рядами уральских орнаментов.

Основными элементами являются восьмиконечные розетки геометрического типа, ромбовидные формы разного масштаба в сочетании с изображением малого герба Свердловской области и символическими знаками природных богатств недр уральской земли: лиственные и хвойные леса, уральские горы, промышленность и камни-самоцветы.

Цветовое решение карты выполнено в соответствии с традициями: по белому фону вышивка нитями красного и черного цветов. В самых крупных и значимых элементах орнамента преобладает красный цвет.

Челябинская область
Мастер

Координатор и исполнитель проекта: Екатерина Черкасова, специалист отдела НХП и ремёсел ОГБУК «Челябинский государственный областной центр народного творчества».

Мастера:

Розалина Мухарамова, ЮРГИИ, г.Челябинск,

Рафиля Касьянова, Дом народного творчества, г.Миасс,

Ирина Зянкина, Дом творчества «Юность», г.Троицк,

Евгения Ядрышникова, АНО «Уральская вечёрка» ,

Елена Рай, Дворец пионеров и школьников им.Н.К.Крупской.
Карта
За основу взяты фрагменты вышивок с одежды четырёх национальностей, представляющих самые большие этнические группы области: русские, башкиры, татары, украинцы.
У русских это рисунки с передников, выполненные тамбурным и ковровым швом, техникой крестик.
У татар – элементы растительного орнамента, использующиеся при оформлении платьев, рубах, передников с применением тамбурного шва.
У башкир взят рисунок, выполненный тамбуром и косой сеткой, взятый с мужской портянки.
У украинцев – вышивка гладью с элементом оформления женской рубашки. Все вышитые фрагменты включают цветочные мотивы: мак, тюльпан, шиповник, вьюнок, чертополох. Для основы была создана домоткань из льна.

Панно

Челябинская область ассоциируется с художественной промышленностью региона: златоустовской гравюрой, каслинским литьём.

Фрагмент вышивки – это фрагмент решётки каслинского литья, которая располагалась на центральном здании г.Челябинска – Дома мод. Решётка выполнена профессиональной вышивальщицей Рай Еленой в технике болгарского креста.

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Карта
В работе показаны географические особенности региона: слияние двух великих рек Обь и Иртыш.
Использованы орнаменты коренных народов – ханты и манси.
Доминирующим является изображение птицы. Графическое изображение двухголовой птицы, повторяет центральную фигуру герба региона.
Согласно легендам народов Севера, птице приписывалась роль творца мира. Великая богиня плодородия Калтащь представлялась в образ утки.
О почитании птиц говорит бисерной вышивка узоров «коготки» или «вороньи лапки».
На бордюрной полосе птицы, сидящие по сторонам деревьев, вышивка, выполненная в квадрате, птиц становится четыре, а дерево обретает форму креста, что символизирует всеобъемлющее космическое пространство.
В правом верхнем углу карты расположен крестообразный орнамент «кедровая ветка». Крест играет защитную функцию. Кедр относят к женскому началу, т.к. кормит людей, плодоносит.
У хантов, проживающих на реке Казым, есть богиня в образе змеи, покровительница женщин, уносящая болезни, – орнамент расположен под узором кедровой веточки и в центральной части карты.
Орнамент «мухомор» появился вследствие шаманства в культуре обских угров, вышит в бардово-голубой и зелено-красной цветовой гамме в верхней центральной части карты. Перед определенными действиями шаман съедал несколько сухих мухоморов, чтобы впасть в экстатическое состояние. Охотники употребляли мухоморов для прибавления сил.
Ханты и манси – это оленеводы, охотники и рыболовы, отсюда на карте рога оленя, вышитые бисером, изображения рыбы, оленя, медведя, орнаменты «щучьи зубы», «заячья ступня», выполненные в технике аппликации «ткань по ткани».
Простые узоры, выполненные в той же технике:
прямые двойные полоски красного и синего цветов – след от лыж охотника или нарт оленьей упряжки;
зигзаг – след, огибающий бугорки;
узор женской летней обуви, вышитый квадратиками из пяти бусинок;
узоры в форме квадратов, поставленных на угол, – изображены деревья, птицы, змейки;
крест – символ солнца;
квадрат – «углубление сердца» или голова небесного зверя.
Все орнаменты возникали в процессе долгих наблюдений за природой в ходе трудовой и хозяйственной деятельности ханты и манси. Они имеют коммуникативную, магическую и эстетическую функции.
Виды вышивки, используемые при выполнении работы:
- Вышивка нитками:
«ханда ханч» (способ шитья) – вышивка контура рисунка мелкими параллельными стежками;
«керем ханч» (повернуть, перевернуть) – заполнение цветом внутри контура стежками, близко лежащими к друг другу;
«руть ханч» (русская вышивка) – вышивка квадратиками, соприкасающимися уголками.
- Вышивка крестиком.
- Вышивка бисером.
Шитьё: аппликация «ткань по ткани».


Панно

Центральная часть составляет квадрат, поставленный на угол, внутри которого изображено дерево и птицы, сидящие по его сторонам.

Дерево обретает крестообразную форму, символизируя всеобъемлющее космическое пространство, солнце, небесную сферу. Судя по расположению ветвей, оно молодое, тянется вверх.

Птице приписывается роль творца мира. Мифы народов севера рассказывают, что утка сотворила землю, одна из душ человека связана с перелетной птицей. Утка связана с высшим божеством.

Квадрат олицетворяет сердце, углубление сердца, голову небесного божества.

Окаймление центрального мотива состоит из бордюров, разделенных на треугольники, где вышиты птицы, сидящие по сторонам деревьев.

Материалы: нитки мулине, шерсть.

Мастер
Мария Эккерт, руководитель студии декоративно-прикладного творчества «Живая традиция» АУ ХМАО-Югры «Окружной Дом народного творчества», народный мастер России.
Ямало-Ненецкий автономный округ
Карта и панно
Ведение традиционных хозяйственных занятий: оленеводство, охота и рыболовство, а также природно-климатические условия Севера неизменно отражаются на формировании художественного вкуса и эстетических представлений небольших по численности народностей Ямала.
Образный «язык» орнамента народов Ямала вобрал в себя жизненный опыт многих поколений и отразил в своей доступной графической форме взаимодействия человека с природой на всем его жизненном пути от рождения до смерти. Среди орнаментов ненцев, ханты, селькупов распространены геометрические, состоящие из линий и прямолинейных или криволинейных элементов, среди которых бывают прямоугольник, ромб, зигзаг, крест, меандр, треугольник и т.д.
В карту Ямало-Ненецкого автономного округа мастерицы включили такие северные орнаменты как лисий локоть, оленьи рога, крылья чайки, щучьи зубы. Они характеризуют традиционную культуру и используются во многих предметах быта и на одежде.
Присутствует и селькупский декоративный элемент, вышитый бисером, а также использован подшейный волос оленя и оленьи жилы.
Цветовой выбор работы – это цвет ровдуги, окрашенной природной охрой, так как данная вышивка применяется, именно на ровдуге или оленьей шкуре.

Основой для орнаментального панно послужили ненецкие сумки «туча», их традиционное оформление и самый распространенный на Ямале традиционный орнамент оленьи рога.



Мастер
Евгения Маклакова, художник-конструктор отдела художественного и прикладного творчества Окружного Дома ремесел;
Роза Накова, мастер декоративно-прикладного искусства Центра развития внешних связей ЯНАО.
Made on
Tilda