Сахалинская область
Мастер

Ольга Хурьюн, Светлана Мамон, ГБУК «Сахалинский областной центр народного творчества».


Ольга Садинова, Южно-Сахалинская местная общественная организация коренных малочисленных народов Севера «Этнокультурный центр «Люди Ых Миф» («Люди Сахалина»)».

Материалы и техника исполнения
Нитки мулине, вышивка с использованием швов «козлик с петлей» и «тамбурный».
Карта

Традиционная нивхская вышивка (этнос, издревле населяющий Сахалинскую область). Остров Сахалин и Курильские острова (курильская гряда) вышиты цветами, обозначающими уникальную и неповторимую природу региона – леса, реки, моря, омывающие острова. Главный элемент острова Сахалин – нивхский национальный орнамент «Волна», выполненный в цвете солнца. Такие узоры часто используются для украшения национальной одежды и предметов быта нивхов. Орнаменты у народов, населяющих острова, служили оберегом от злых духов.

Республика Бурятия
Мастер
Куратор проекта – Саржана Эрдынеева.
Дизайнер – Елена Шедова, выпускница Восточно-Сибирского Государственного Университета технологии и управления, факультет экологии, сервиса, технологии и дизайна, 2020 год;
Вышивальщицы:
карты – Елена Веселовская, руководитель Студии Байкальская ярмарка при Городском культурном центре Комитета по культуре администрации г. Улан-Удэ
панно – Светлана Сумина, выпускница Школы художественной вышивки, г. Торжок, по специальности «мастер – исполнитель золотной вышивки».
Карта и панно
Республика Бурятия является «невышивальным» регионом. Старинный орнамент «арбагай», связанный с древним солярным культом был присущ традиционной культуре предбайкальских бурят и применялся в декоре руковиц – в технике вышивки тамбурным швом. Главным декором одежды забайкальских бурят был сложный комплекс украшений из серебра с россыпью кораллов, малахита, бирюзы. Для эвенков характерна вышивка бисером, в традиционной одежде русских – потомков казаков и «семейских» - старообрядцев Забайкалья вышивка не применялась. Она использовалась только в декоре полотенец и рушников.
Фрагмент карты Республики Бурятия сформирован чередующимися элементами ленточного орнамента трех основных этносов. В верхней части карты расположен бурятский орнамент «тумэн жаргалан» (10 тысяч лет счастья) с солярными элементами, чуть ниже - «облачный» орнамент, внизу – орнамент воды. В центре композиции – герб Республики Бурятия. Таким образом, карта Бурятии представлена, как мироздание: сверху расположены орнаменты, символизирующие небо, снизу – землю (воду).
В работе над созданием фрагмента карты Республики Бурятия применялись разные техники вышивки: тамбурный, стебельчатый шов, вышивка гладью и крестом.
Республика Саха (Якутия)
Мастер

Руководитель проекта – Яна Игнатьева.

Художественный руководитель проекта – Людмила Жиркова.

Руководитель группы мастериц – Азяна Харлампьева.

Карта
Поле полотна выполнено в цветах государственного флага республики Саха (Якутия).
Символика цветовых полос флага означает: голубая полоса – северное небо, надежда и свобода, величие и благородные помыслы якутского народа; белая полоса – суровая красота северного края, чистота нравов и помыслов; зеленая полоса – короткое яркое лето, цвет таежных просторов, возрождение, дружба и братство народов; красная полоса – память о предках, символ жизненных сил, верности родной земле, прогресса. Белый круг в центре синей полосы символизирует образ полярного Солнца, это – символ снега, которого в Якутии больше, чем в остальных регионах, образ чистоты и доброты, которым славится местный народ.
Весь фон композиции выполнен в технике полукрест по канве цветными нитками мулине. В разных участках флага вышиты тамбурным швом основные орнаменты проживающих в Якутии народов и народностей. По всей длине границы региона в технике «таҥалай» представлены излюбленные цветовые сочетания орнаментов всех народов, проживающих в республике.

В центре композиции и на карте, и на панно – образ Священного Древа жизни Аал Луук Мас. Древо Жизни имеет могучие ветви, устремленные вверх к Солнцу, символизируя развитие, расцвет, вечное обновление. Все ветви богато вышиты национальными орнаментами. Священное дерево является местом обитания духа – Хозяйки земли Аан Алахчын Хотун. Она представлена богато разветвленным лировидным орнаментом, выполненной в излюбленной технике вышивки «Таҥалай» (сложный козлик) и «укталыы» (тамбурный шов).
Осуохай показан кругом из небольших лировидных орнаментов, кружащихся вокруг Древа жизни Аал Луук Мас. Осуохай также символ единения и братства всех народов, живущих на этой земле. Традиционный танец осуохай является неотъемлемой частью праздника ысыах и представляет собой круговой танец народа саха. Круг символизирует круговорот жизни. Это генетически связано с поклонением Солнцу и связан с молениями и алгысами благодарения, прославления и испрашивания у божеств айыы.
Техника
Использованные материалы: канва, сукно, нитки мулине.
Техника исполнения: полукрест, шов «уктаалыы анньыы» (тамбурный шов), шов «таҥалай» (сложный козлик).
Забайкальский край
Мастер
Куратор – Сэсэг Норполова, директор ГУК «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края».
Дизайн –  Янжима Батуева, редактор ГУК «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края» (пос. Агинское).
Мастера:
Роза Балданова, пенсионер (пос. Агинское);
Элена Моисейчева, пенсионер (г. Чита);
Аюна Носкова, учитель технологии (пос. Агинское);
Соелма Цыдыпова, педагог дополнительного образования (пос. Агинское);
Эржена Цыдыпова, методист ГУК «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края» (пос. Агинское).
Карта
Карта Забайкальского края выполнена в смешанной технике лоскутной аппликации с использованием традиционной техники вышивки бисером, гладью, крестом, тамбурным швом из ниток – мулине, серебряных нитей народных орнаментов и узоров коренных этносов Забайкалья: русских (семейских), бурят, эвенков. Население региона насчитывает более сотни разных национальностей – это представители всех стран бывшего СССР, а также татары, китайцы, монголы, корейцы, немцы.
На карте края изображен  31 административный район  Забайкальского края, 3 из которых входят в Агинский Бурятский округ – административно-территориальную единицу с особым статусом. Каждый  район  обозначен официальным символом, цветом и элементами, характеризующими природные особенности края: богатый животный мир, бескрайнюю степь, тайгу, энергосодержащие недра.
Панно
На панно изображен герб Забайкальского края. Обрамляют панно образцы традиционных славянского, бурятского, эвенкийского орнаментов и узоров коренных народов Забайкалья.
Русская вышивка представлена узором стилизованных изображений растений, зверей и птиц. Орнамент эвенков вышит бисером в традиционных цветовых оттенках. Древний бурятский орнамент улзы (плетенка) имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел.
Надпись Забайкальский край вышита в технике вышивки крестом из мулине багулового цвета. Багульник – символ Забайкалья, о нем издавна слагают легенды.
Техника
Материалы и техника исполнения     
Материалы: канва, х/б ткань, шелк, нитки мулине разных оттенков для вышивки, металлизированная серебряная нить, бисер.
Техника исполнения: лоскутная аппликация, вышивка крестом, гладью, тамбурным швом, бисером.
Камчатский край
Мастер
Над фрагментом карты работали
МБУК «Этнокультурный центр «Мэнэдек», мастерская «Очидяк», с.Анавгай Быстринский район:
директор Татьяна Уварова, руководитель мастерской Надежда Инданова, художник Владислав Коерков и мастера Анна Инданова, Лилия Банаканова, Светлана Климова.

Надежда Голубовская, руководитель народных коллективов декоративно-прикладного творчества «Рукодельница» и «Русские узоры» МБУ «Мильковского дома культуры и досуга» Камчатского края, с.Мильково Мильковский район.

Над панно работали
КГБУ «Камчатский центр народного творчества», г.Петропавловск-Камчатский:
Жанна Томенюк, ведущий методист отдела сохранения нематериального культурного наследия;
Галина Писковецкая, руководитель творческой мастерской; «Этнодизайн», мастер народных художественных промыслов;
Любовь Дементьева, мастер народных художественных промыслов творческой мастерской «Этнодизайн».

Карта
На карте Камчатского края изображены фрагменты традиционной хозяйственной деятельности северян – это оленеводство, рыболовство. Обозначены символы Камчатки – Ворон, Вулкан, Медведь и Лосось.
Карта Камчатского края выполнена с использованием традиционных орнаментов и техники коренных малочисленных народов Севера. Розетки («солнышко») вышиты крашенным подшейным волосом оленя, бисерным узором и сплетены из травы-тувейки. Розетка из травы-тувейки дополнена вышитыми разноцветными элементами из нитки-мулине. Данные розетки вышиты отдельно и пришиты к кожаной основе. Края карты полуострова вышиты из бисера собраны способом 2-х игл: на 1 иглу нанизывается бисер в определенном цветовом ритме, второй иглой закрепляют каждую бисеринку.
Наряду с традиционными вышивками коренных малочисленных народов, используется также русская вышивка, так как на Камчатке проживают потомки русского старожильческого населения. Общий фон полуострова вышит в традиционной технике русской вышивки крестом. Символы полуострова – Ворон, Медведь и Лосось выполнены в традиционной технике русской вышивки крестом, козлик. Два тотема: Ворон и Лосось, вышиты традиционным русским крестиком, который наиболее полно передает фактуру их изображения, также образы дополнены гладьевым швом. Тотем Медведя только по контуру вышит традиционным русским крестиком, когда полное его изображение – обычным плотным гладьевым настилом с использованием игры цвета для передачи фактуры шкуры настоящего медведя.
Панно
Образец народной вышивки выполнен с использованием традиционных орнаментов и  техники изготовления в традициях коренных малочисленных народов Камчатки. Основное украшение, которое использовано в образце – это розетка или как её еще называют «солнышко». Основой для вышивки традиционно является кожаная основа. Узоры вышиты на розетке из бисера, собраны способом 2-х игл: на 1 иглу нанизывается бисер в определенном цветовом ритме, второй иглой закрепляют каждую бисеринку. Розетка оторочена мехом морского котика. Также выполнены розетки из рыбьей кожи и сплетённые из травы. Орнамент из подшейного волоса оленя в форме зигзаг, выполнен в традиционной технологии вышивки подшейным волосом оленя, в данном случае волос пришивается к кожаной основе. Данные виды орнамента характерны для вышивки у северных мастериц Камчатки.
Техника
Использованы материалы: кожа натуральная, бисер, рыбья кожа, подшейный волос оленя, трава-тувейка (морская осока), канва, нитки-мулине, нитки для вышивания.
В бисерной вышивке использовалась техника низания бисера одной иглой в определенном цветовом ритме, второй иглой закрепляют каждую бисеринку, плетение из травы-тувейки, вышивка подшейным волосом оленя.
Вышивка нитками в традициях русской вышивки крестом, гладью, козлик.
Приморский край
Мастер

Мастера декоративно-прикладного творчества Приморского края Марина Иов и Яна Богданова.

Карта и панно

Современная культура Приморского края формировалась как переселенческая полиэтническая, в крае проживают в дружественном единстве представители более 150 национальностей. На территории края не оформились и не развивались народно-художественные промыслы. Это не позволяет говорить об одном орнаменте или орнаментальном мотиве, который бы служил маркёром для определения на вышитой карте России именно Приморья. Эти условия определили композицию вышивки, в которой использованы как символические изображения, характеризующие флору и фауну Приморского края (стилизованные изображения рыб, крабов, раковины морского гребешка, тигра, лотоса) и род основных занятий населения (маяк, якорь – военный, торговый, рыболовный флот), так и орнаментальные мотивы, присущие народам, населяющим Приморье.

Композицию следует читать с крайней правой части, где изображён традиционный для русского орнамента яргический знак солнца. Так иллюстрируется крылатое выражение «Солнце встаёт на Востоке». Под ним расположен фрагмент орнамента удэгейцев – коренного народа территории. Этот элемент взять с одного из предметов, созданных народным художником-удэгейцем Иваном Дункаем.

В центре композиции расположена традиционная для русского орнамента женская фигура Рожаницы, покровительницы рода, дома, плодородия, которая собирает в единую семью приморцев людей разных национальностей.

От левого края вышивки к центру расположены фрагменты белорусского, украинского, татаро-башкирского орнаментов, отдельные элементы, напоминающие зрителю об орнаментах народов Кавказа и Азиатско-Тихоокеанского региона.





Вышивка

Хабаровский край
Мастер
Куратор проекта – Кимонко Надежда Ефимовна, заведующий отделом традиционной культуры Дома народного творчества КГАУК «Краевое научно- образовательное творческое объединение культуры».

Мастера МБУК «РМЦКО» Межпоселенческий центр нанайской культуры с.Джари: Валентина Бельды, Таисия Киле, Татьяна Бельды, Дина Суслова;
Галина Кимонко; Виктория Одзял.



Карта
Представлена композиция «Древо жизни» из орнаментальных мотивов коренных малочисленных народов Хабаровского края: эвенов, эвенков, негидальцев, нивхов, ульчей, орочей, нанайцев, удэгейцев.
В традиционной вышивке коренных народов очень распространён шов петельный: плотный прямой, редкий прямой и по диагонали, в два и несколько рядов, отделочный прямой и по диагонали, обмёточный, по настилу, двусторонний.
Часто используется гладевый шов. Он имеет несколько вариантов: гладевый обычный плотный без настила, гладевый по настилу, и тот, и другой в два и несколько рядов, гладевый отделочный, гладевый обмёточный или кромочный, гладевый с прикрепом в один и несколько рядов, гладево-петельный и другие.



Панно

Спирально-ленточные замысловатые орнаменты приамурских народов таят древнюю мудрость, символику и магический смысл. Чуть-чуть суровые и таинственные, они отображают мир их создателей.

В сложении спирально-ленточного орнамента принимали участие и растительные, и зооморфные элементы одновременно. А в структуру более сложного геометрического орнамента включались и антропоморфные элементы, степень стилизации которых настолько сильно, что увидеть это почти невозможно.

Орнамент образован плавными, упругими кривыми линиями, выполнен в технике «аппликация» – ажурно вырезанный орнамент, наклеенный и пришитый двухтамбурным швом к основе.

Амурская область
Мастера
Автор эскиза – Татьяна Ананьева, народный мастер Амурской области,
Ирина Серебряная, народный мастер Амурской области;

Ирина Мазурина, член клуба мастеров декоративно-прикладного искусства «Светлица», член общественной организации «Содружество Амурских Мастеров»;

фрагмент реки Амур изготовила министр культуры и национальной политики Амурской области Надежда Доргунова.
Карта
Композиция из эвенкийских мотивов и стилизованных достопримечательностей подчеркивает культурные, исторические и географические особенности региона.
На карте представлены полноводный Амур и международный мост, связывающий Россию и Китай; Албазинский острог – первая русская крепость на Дальнем Востоке и первое укрепленное поселение на Амуре; космическая ракета, взмывающая ввысь с космодрома «Восточный», лотос Комарова и королева амурских полей – соя, а также амурозавр, обитавший на территории нынешнего региона 65 миллионов лет назад.
Эвенкийский орнамент расположен в северной части карты, отмечая районы, в которых находятся национальные поселения коренного народа Приамурья. Орнамент представлен зооморфными элементами: скачущие олени и рога оленя символизируют возрождение, лапки священной птицы гагары – символа счастья и удачи, - а также изображение традиционного эвенкийского жилища - чума.
Фрагмент пограничной реки Амур на карте выполнен в технике вязания крючком, завитки на кружеве изображают волны.
Радиальное деление карты подчеркивает идею развития Амурской области и взаимосвязи ее с другими регионами России, а также единство народов Приамурья, на территории которого проживают эвенки - представители коренного малочисленного народа Севера, переселенцы и потомки переселенцев из разных регионов страны, бывших республик Советского Союза.

Панно
Вышитое полотно Амурской области украшают традиционные орнаменты – славянский и эвенкийский. Мастерицы использовали авторскую и традиционную технику ручной вышивки крестом и набором.

Магаданская область
Мастера
ГАУК «Образовательное творческое объединение культуры»:

Юлия Авилова, директор;

Елена Бережная, заведующий отделом сохранения культурного наследия и развития традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера;

Мастера декоративно-прикладного творчества Магаданской области: Наталия Бонченко, Татьяна Старенченко, Галина Бушуева, Марина Комогорова.



Карта
Животный и растительный мир вышит гладью и тамбурной цепочкой.
В нижней части вышитой карты колымские мастера, применяя тамбурный шов, вышили акваторию Охотского моря и лососёвые виды рыб, а также изобразили лапку гагары – эвены считают птицу большим помощником во всех делах. Жизнь северных народов связана с оленем – это кормилец, лекарь и лучший друг. Из его шкуры шьют одежду, обувь, коврики.
Большую часть Магаданской области занимают горные хребты, которые на карте рукодельницы изобразили в виде сопок. На сопках вышиты орнаменты народов, населяющих регион.
Центральный фрагмент славянской вышивки изображает берегинь. Засеянное поле обозначает объединение разных родов, семей на одной земле, ради совместного движения к лучшему и процветания территории.
Орнаментальный узор «бута» на сопке рассказывает о народах Кавказа и Средней Азии.
Сопки, виднеющиеся вдали, вершины которых вышиты золотой нитью гладью в прикреп символизируют добычу полезных ископаемых: золота и серебра.
Следующий фрагмент карты напоминает о коренных народах Севера. Мастера вышили орнаменты, присутствующие на одежде коряков и чукчей. В центре вышит бисером круг, он символизирует основной оберег – солнце,
Важным аспектом танцевальной культуры эвенов стал танец «хэде» – танец дружбы. Он напоминает хоровод. Для изображения танца была применена вышивка бисером, цветовая гамма состоит из четырех цветов: белый, черный, голубой, красный, которую для вышивки одежды использовали эвены.
Завершает вышитую карту Магаданской области изображение представителей коренных малочисленных народов Севера. Искусство коренных малочисленных народов – это живая этнография в современном мире, уходящая своими корнями в глубокую древность.


Панно
На севере очень долгая, холодная зима, мало солнца, поэтому колымские рукодельницы любят вышивать «солнце», «солнышки» – символ жизни.
Солнышко-оберег вышивают из бисера, это уникальное явление национальной культуры народов Севера, украшают мехом.
В работе вышивальщица применила четыре цвета бисера: белый (снег), черный(земля), голубой (вода, небо), красный (огонь), характерные для украшения одежды эвенов.
Издревле считалось, что украшение защищает от злых духов и символизирует достаток, любовь, благополучие в семье.
Традиционно обереги в виде солнышка, созданные своими руками, используют в качестве подарка близким, друзьям, почетным гостям, защиты от болезней и неприятностей.

Еврейская автономная область
Мастера

Светлана Коростелева, преподаватель областного ГПОБУ «Биробиджанский колледж культуры и искусств»,

Евгения Жирнова, студентка 4 курса специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» областного ГПОБУ «Биробиджанский колледж культуры и искусств».

Карта
На фрагменте Еврейской автономной области изображен флаг области: белое прямоугольное полотнище, на горизонтальной оси которого расположена цветная полоса, символизирующая радугу, и состоящая из семи узких горизонтальных полосок – красной, оранжевой, жёлтой, зелёной, голубой, синей и фиолетовой. Радуга – библейский символ мира, счастья, добра. Количество полос радуги равно количеству свечей в меноре – одном из национально-религиозных еврейских символов.



Панно
Менора говорит о сотворении мира в семь дней, а количество полос радуги подчёркивает связь с древним еврейским символом. Также радуга может символизировать и Семь законов потомков Ноя.
C древнееврейского языка это слово переводится как «светильник» и означает сложную рожковую конструкцию, в чашечки которой в древности заливалось оливковое масло, а сейчас вставляются свечи. Основная особенность светильника меноры – 7 рожков.
Цвет вышивки обоснован тем, что менора в синем, голубом цвете изображается больше в государстве Израиль. Мастера Еврейского автономного округа решили, что настроение и менталитет жителей 79-го региона лучше отражает бордовый цвет – мудрость, интуиция, просветление.
Выполнялась вышивка в технике «крест простой».

Чукотский автономный округ
Мастера
Нина Терлецкая, старший научный сотрудник отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства ГБУ Чукотского автономного округа «Музейный Центр «Наследие Чукотки».
Материалы и техника исполнения
Материалы и техника исполнения: натуральная кожа, ровдуга (кожа оленя без ворса), камус (мех оленя), мех нерпы и белька, бисер; вышивка подшейным волосом оленя, продержка, аппликация.
Карта
Карта выполнена с использованием традиционного орнамента с использованием различных техник: вышивки подшейным волосом оленя, бисером, мулине, продержки из ровдуги и кожи, меховой мозаики.
Орнамент чукчей и эскимосов строго геометрический, с преобладанием прямолинейных форм. Особенно широко распространены полосы (так называемый полосовой орнамент), мелкие квадраты и прямоугольники (нередко расположенные в шахматном порядке), шевроны, треугольники, диагонально пересеченные прямоугольники, зигзаг, ромбы, полуовалы, круги, полукруги, циркульный орнамент, пунктир, сетка, четырехугольные, приближающиеся к кругу розетки, У-образные фигуры, напоминающие китовые хвосты, сердцевидные и Ж-образные фигуры и составленные из них кресты.
Из-за его хрупкости оленьим волосом нельзя было вышивать обычным способом, вдевая его в иглу и протягивая через плотные слои вручную выделанных кожи и ровдуги. Поэтому волос собирают в несколько сложений - жгут, укладывают его в соответствии с задуманным узором и прикрепляют нитками. Причем, для укрепления накладных швов использовали сухожильные нити. Для декорирования применяют мулине. Чередование оленьего волоса с цветными нитями мулине позволило увеличить варианты швов. Сегодня существует множество накладных декоративных швов, выполняемых вприкреп: жгут простой, зигзаг – самый широкий шов оленьим волосом, жгут двойной или крученый, цепочка – из трех жгутов оленьего волоса, косичка – из четырех жгутов, комбинированный декоративный шов – олений волос пропускался через петли кожаной полоски, продетой в надрезы в коже.
До появления бисера использовали бусы в виде кружков, шариков, столбиков, вырезанных из мамонтовой кости и окрашенных в различные цвета натуральными красителями. Старинный бисер был разнообразен по форме, цветовым оттенкам и ценился на Севере очень высоко. Вышивку бисером северные мастерицы сочетали с аппликацией полосками из цветной ткани, выпушками длинноворсового меха, вышивкой подшейным волосом оленя, росписью по коже, мозаикой меховой и др.

Made on
Tilda