Республика Дагестан
Мастер
Вышивали мастера Этноцентра «Кайтаги» в селе Маджалис Зубайдат Гасанова - директор этноцентра, Разият Магомедова – мастер-художник и Анна Амарова –художник-дизайнер.
Карта
На карте Дагестана основной акцент сделан на две картины: «Талисман и оберег» с вышитыми орнаментами, где изображены древние символы с пожеланиями мира и гармонии, процветания и удачи, успехов и побед, и «Рога изобилия» – талисман плодородия.
Вышивка
Кайтагская вышивка – это вышивка по полотну крупной гладью с последующим прикрепом нитей. Это уникальная техника, считавшаяся практически утерянной: она не используется больше нигде на Кавказе. Впервые обнаружена исследователями в Кайтагском районе Дагестана.
Кайтагские вышитые полотна – это орнаментальные композиции 100-110 см длиной и 60-70 см шириной с древними языческими символами, в которых узоры созданы геометрическими и другими мотивами, сложными цветовыми решениями, динамичными линиями рисунка и особым способом взаимодействия фона и орнамента.
Вышивка использовались в самые сакральные моменты жизни – при рождении ребенка, во время свадебного и похоронного обрядов. Полотно с вышивкой обязательно узором вниз накидывали на люльку с младенцем, в нем несли украшения невесты в дом жениха во время свадебной церемонии, им накрывали лицо умершего. Вышивка использовалась как оберег, защита от злых сил. Именно ритуальное, а не утилитарное назначение кайтагских вышивок способствовало их неплохой сохранности.
Республика Ингушетия
Мастера
Лидия Хамхоева, руководитель студии декоративно-прикладного искусства ГБУ «Центр культурного развития» г.Магас.

Карта
Карта Ингушетии вышита крестиком. На карте изображен флаг Республики Ингушетия с солярным знаком. Солярный знак означает вечное движение Солнца и Вселенной, взаимосвязь, бесконечность, вечность всего сущего. Дугообразные лучи знака повёрнуты против движения часовой стрелки, по направлению вращения Земли вокруг Солнца, равно и Солнца вокруг своей оси.



Вышивка

На панно изображен старинный войлочный ковер истиг. В верхней части работы выполнена вышивка бисером в мотивах, используемых в традиционных национальных свадебных платьях (чукхи). В правой части изображена в технике вышивки крестиком Башня Согласия - символ столицы Ингушетии города Магас.

Материалы и техника исполнения: вышивка крестом, войлочное ковроткачество, вышивка бисером.
Кабардино-Балкарская Республика
Мастера
Маринетта Дагирова, Народный мастер России, педагог по золотному шитью, председатель РОО "Народные художественные промыслы Кабардино-Балкарии".
Карта
На карте изображена подкова. Это символ города Нальчик, в переводе «маленькая подкова», действительно, горы, огибающие столицу Кабардино-Балкарии, по форме напоминают подкову.
Панно
Трилистник – один из традиционных орнаментов золотной вышивки. Этот мотив весьма распостранен для коренных народов Кабардино-Балкарии. Онпредставляет собой прообраз реальной формы (напр., лист клевера) и изображается строго статично.
Элементы золотой вышивки располагаются на большом поле темной черной, синей или красной тяжелой ткани (в национальных костюмах практически не встречались яркие и пестрые ткани), не занятом иными элементами (преобладание фона над орнаментом).
Крупные золотые и серебряные узоры, выполненные в технике «дыщэ идэ», создают богатую фактурную поверхность и воспринимаются почти объемно, скульптурными, декоративными пятнами.
Техника

В течение многих столетий мастерицы использовали четыре вида техники золотого шитья: вприкреп, гладь, тканье галунов и басонных изделий. Для шитья вприкреп и гладь мастерицы использовали трафареты, в прошлые века, вырезаемые из пузыря животных, а на современном этапе – из картона и бумаги. Лицевая сторона этих работ обязательно лощилась кабаньим клыком.
Золотое шитье «вприкреп» («дыща идэ») отличается использованием трафарета только для контура узора, который заполняется на ткани шелковыми счетными нитями, а поперек их настилом выкладываются золотые или серебряные нити. В результате получается мелкий внутренний геометрический узор. Такая вышивка требует предельной точности и длительности исполнения.
Если внимательно рассмотреть технику «вприкреп», то можно заметить, что вышивка состоит из часто и мелко переплетенной сеточки, которой приписывалась магическая сила. В эпосе народов Кавказа появление мироздания связано с образованием порядка из хаоса при помощи сети, использование образа которой у адыгов распространено и возведено в традицию (циновки, плетение из лозы, рыболовные снасти, сеточка женской шапочки, свадебные флаги, тканая тесьма и др.).

Карачаево-Черкесская Республика
Мастера
КураторЭмма Лапугова, Заслуженный работник культуры РФ, заведующая отделением Декоративно-прикладного искусства и народных промыслов «Карачаево-Черкесский колледж культуры и искусства им. А. А. Даурова»;
МастерБелла Гукемухова , преподаватель отделения Декоративно-прикладного искусства и народных промыслов « Карачаево-Черкесский колледж культуры и искусства им. А. А. Даурова», мастер народных промыслов
Карта
Вышивка фрагмента карты Карачаево-Черкесской Республики выполнена с использование традиционных орнаментальных мотивов на зеленом фоне "золотыми" и "серебряными" нитями. В центре фигура ромба, дополненная зооморфно - растительными элементами, что символизирует солнечную Карачаево-Черкесию, горные панорамы, природные богатства субъекта.
Материалы и техника исполнения: бархат, вышивка "золотым шитьем", "вприкреп", вышивка галуном.
Панно
В основе вышивки панно – орнаментальные мотивы народов Карачаево-Черкесии. Вышивка орнаментов золотом и серебром занимала особое место в украшении традиционной женской одежды.
К основным элементам орнаментов следует отнести различные солярные знаки,  круги, спирали, символы плодородия, роговидные изображения, треугольники, а также зооморфные и растительные мотивы, в частности, мотив «дерево жизни» в различных модификациях. 
В центре панно фигура ромба, дополненная зооморфно-растительными элементами: трехлепестковая фигура или трилистник, традиционный в орнаментальном искусстве символ единства с природой.  
Материалы и техника исполнения: бархат, металлизированные нити, вышивка "золотым шитьем","вприкреп", вышивка галуном.
Республика Северная Осетия — Алания
Мастер
Залина Даурова, Центр развития народных художественных промыслов РСО – Алании, мастер декоративно-прикладного искусства.

Карта и панно
Для вышитой карты выбрано изображение священных птиц на мировом древе.
Истоки осетинского орнамента идут от древних культур – Кобанской, Скифо- Сарматской и Аланской. Своеобразие орнамента особенно сказывается в золотошвейном искусстве осетин, которое дошло до наших дней.
Излюбленными мотивами для вышивок являлись стилизованные изображения бараньих головок, спиралевидный орнамент, изображение мирового древа и священных птиц на нем. Нередко подобные изображения получали сходство с растениями, осложняясь лепестками, стеблями, листьями, которые служили уже не декоративным дополнительным узором, а основным украшающим мотивом.

Вышивка на карте Осетии выполнена вручную шитьем по картону и шнуром алдымбыд, а также дополнена шитьем жесткой канителью.

Вышивка панно выполнена шнуром алдымбыд, сплетенным вручную из золотных и посеребренных нитей.

Материалы: золотошвейная вышивка, жесткая канитель, бархат, жемчуг натуральный речной, золотные нити, нити синтетические разной фактуры, толщины и оттенка.

Чеченская Республика
Мастер
Макка Ильясова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБУ ДО «Ойсхарская ДХШ им. А.А.Ильясова», заслуженный работник культуры Чеченской Республики.
Карта
Карта Чеченской Республики выполнена с использованием традиционного чеченского орнамента зеленого цвета, символизирующего верность исламским традициям, а также плодородие чеченских земель и возрождение.
В основу композиции легло образное стилизованное решение, соответствующее национальному менталитету и месту чеченского народа в современном мире.
Использованы следующие символы:
центральный орнаментальный элемент красного цвета – символ Единства;
лазоревая сторожевая башня – символ исторического наследия чеченского народа;
синяя буровая вышка символизирует промышленно-экономический потенциал региона;
голубые горные вершины – символ самой высочайшей горы в Чеченской Республике Тебулосмта (Толаман Лам).

Применена традиционная вышивка гладью национальных орнаментов Чеченской Республики стебельчатым и тамбурным швами.



Панно
Орнамент Чеченской Республики представляет собой диск Земли с определением четырех сторон света. Активно присутствуют орнаменты, символизирующие разливы рек (лазоревая нить – мирная жизнь) и природные явления: ветер (бордовая нить – отвага и мужество чеченского народа) и огонь (золотистая нить – богатство и вечность).

Ставропольский край
Мастера
Наталья Данилец, сельский Дом культуры, руководитель народной студии декоративно-прикладного искусства «Сказочный бисер», мастер творческого объединения «Братина» (СКДНТ).
Карта и панно
В фрагменте карты Ставрополья прослеживаются 3 части:
– верхняя, с крестом-меткой, обозначающим Ставрополь окруженным подсолнухами, колосьями пшеницы и лазориками - символами бескрайних полей;
– средняя, с традиционным народным орнаментом, обрамляющим черные вершины Пятигорья;
– нижняя с виноградной лозой, обозначающей самую теплую часть региона, богатую виноградниками и садами, где он граничит с Дагестаном, Чечнёй, Осетией и Кабардино-Балкарией.
Красные пионы (лазорики) – цветы исконно ставропольские. Цветовая палитра выбрана не случайно. В крае исторически бытовала красно-черная вышивка крестом, как и во многих южных регионах России. Васильки, включенные в общий узор, часто встречаются в вышивке старинных рушников, скатертей, фрагментах женской одежды этой местности. Желтый цвет – цвет государственной символики края, а также спелой пшеницы – символа плодородных земель Ставрополья.

Материалы и техника исполнения: вышивка крестом, швом «роспись», стебельчатым швом.
Made on
Tilda