Алтайский край
Мастера

Наталья Шейкина, преподаватель Краевого государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения «Алтайский краевой колледж культуры и искусств»;

Светлана Лавлинских, студентка 1 курса специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (вид «Художественная вышивка») КГБПОУ «Алтайский краевой колледж культуры и искусств».

Карта
В карту Алтайского края включены фрагменты вышивки мужской рубахи «полякОв»-староверов Южного Алтая (из фондов Российского этнографического музея).
Большую часть поверхности канвы покрывают геометрические узоры-символы в монохромной красно-черной гамме, выполненные счетным швом «крестик». Основным элементом геометрического орнамента является ромб с «крюками» (загнутыми концами). Ромб символизирует земледелие, плодородие. В центре ромб поделен на четыре маленьких, что обозначает плодородную почву, засеянное поле, крестьянский надел или усадьбу. «Крюки», выпускаемые по сторонам, условно читаются как лучи солнца. Поверх геометрического рисунка располагается герб Алтайского края, выполненный в технике «художественная гладь».

Панно

На панно представлены реплики вышитого полотенца «полякОв»-староверов Южного Алтая (из фондов РЭМ),выполненные швом «роспись».
Республика Тыва
Мастер

Раиса Копеековна Тас-оол

Карта
Материалы и техника исполнения: вышивка тамбурным швом, стебельчатым швом, гладью, тувинским национальным швом «сырыг» по войлочному ковру «ширтек».
По всему периметру карты изображен Государственный флаг Республики Тыва. К Туве часто относят эпитет «Солнечная Тува», так как она круглогодично освещается солнцем. Исходящие из верхнего и нижнего углов флага синие с белым полосы символизируют протекающие по территории Тывы реки Большой Енисей (Бий-Хем, верхняя полоса) и Малый Енисей (Каа-Хем, нижняя полоса), а образуемая ими полоса, идущая вдоль полотнища флага, – Верхний Енисей (Улуг-Хем) – результат слияния двух первых в месте нахождения столицы республики города Кызыла.
Обелиском Центр Азии с изображениями оленя на вершине в скифском стиле обозначено место нахождения столицы.
Между реками на золотом фоне цветок лотоса – символ чистоты и буддийской веры.
По углам надписи «Тыва» развевается ритуальный шарф «кадак», который преподносится самым дорогим гостям.
В левой части карты вышита Монгун-Тайга – высшая вершина Тувы высотой 3976 м, увенчанная снежно-ледовой шапкой, считающаяся священной. В ясную погоду выглядит как сияющий на солнце пик, что и дало ей её тувинское название, в переводе означающее «Серебряная гора». В небе, между облаками, парит орел – символ высокого мужского духа, свободы, гордости. Танец орла исполняется борцами перед схваткой.
Символика цветов: золотой треугольник между реками символизирует богатство, верховенство, величие; голубой – чистое небо, возвышенность целей, взаимоуважение и согласие в обществе; белый – чистоту и благородство, он также напоминает о традиционном напитке тувинцев – чае с молоком, который первым делом преподносят гостю, когда он входит в дом.
На карте представлены тувинские традиционные орнаменты:
- «ханаа-карак» (ромбообразное настилы лимонного цвета), обозначающие стены юрты, используется при стягивании войлочного ковра «ширтек»;
- «балык-казырыы» (рыбьи жабры) голубого цвета, обозначающие речные волны и облака;
- «кошкар-хээ» – орнамент с зелеными роговидными завитками, обозначающий оберег;
- «аяк-хээ» (узор чашки) – орнамент, обозначающий благополучие и процветание в семье.

Панно

В центре красными нитками представлен самый распространенный тувинский традиционный орнамент «олчей» – узел счастья. Он символизирует взаимозависимость, круговорот всего в природе, непостоянство и взаимосвязь всего живого со Вселенной, преемственность, движение. В буддизме «мистический узел» символизирует долговечность духовной жизни, безграничную мудрость и сострадание Будды. Узел счастья красного цвета, обозначающим активность и энергию.
От основного орнамента исходят «кошкар-хээ» – роговидные узоры, которые замыкаются орнаментальным мотивом «эртине» – драгоценный сосуд – один из 8-ми благоприятных символов буддизма, обозначающий дарование здоровья, долголетия, знаний и исполнение благих желаний.
На углах – «азыг-хээ» (традиционно угловые узоры) синего и зеленого цвета и «чечек-хээ» (цветочные узоры) бордово-коричнего цвета – символ цветения жизни.
Вышивка орнамента обрамлена 5-тью рядами цветов, традиционно используемых в росписи юрточной утвари – коричневый, оранжевый, желтый, зеленый, светло-зеленый.

Республика Хакасия
Мастер

Кураторы проекта:

Анна Шаламова, директор ГАОУК Республики Хакасия «Национальный центр народного творчества им. С.П. Кадышева»;

Светлана Патачакова, заведующая сектором ИЗО и ДПИ и НХР.


Исполнитель проекта:

Оксана Киштеева, кандидат культурологи, заместитель директора по научно-методической работе, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства Института искусств ФГБОУ высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова».

Карта и панно

Хакасский традиционный орнамент связан с мифологической и обрядовой системой жизни хакасского общества. Для него характерны геометрические, зооморфные, растительные мотивы. Характерной особенностью хакасского орнамента является его включенность в ансамбль костюма, поэтому в большинстве своем в хакасский орнамент используется в вышивке, где преобладают растительные мотивы.
На вышитых узорах преобладают яркие радужные цвета шёлка: малиновый, красный, оранжевый, зелёный, голубой, синий и лиловый, расположенные в пёстрых, контрастных сочетаниях тонов.
Каждый цвет имеет свой смысл:
-  Красный цвет – отражает радость, красоту, любовь, полную жизнь;
-  Белый – цвет радости, чистоты;
- Синий – цвет неба, воды;
- Зелёный – цвет зелени, молодости, надежды;
-  Оранжевый – цвет тепла, золота;
- Жёлтый – цвет созревшей пшеницы, цвет осени, падающих листьев. Правда, в древности  хакасы считали желтый цвет цветом болезни и несчастья и редко его использовали.
Для традиционной хакасской вышивки используется ткань черного цвета. Черный – цвет земли.
Материалы и техника исполнения:
В вышивке использованы следующие швы:
Сӧзiрткен, технология которой сформировать небольшую петельку. Так на изнанке образуется линия последовательных стежков, а на лицевой стороне – петельная цепочка.
Толдырып – это либо простая гладь с вертикальными стежками, либо «косичка».
Номаан чiк – стебельчатый шов, выполняющийся слева направо или снизу вверх.


Красноярский край
Мастер
Руководитель проекта: Татьяна Анциферова, заведующая сектором любительского изобразительного и декоративно-прикладного искусства и кино-, видеотворчества Краевого государственного БУК «Государственный центр народного творчества Красноярского края».
Автор эскиза: Сергей Василькевич, руководитель коллектива народной студии мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства МАУ «Красноярский городской Дворец культуры», заслуженный работник культуры Красноярского края.


Мастера:
Бобырькова Полина Леонтьевна, методист Большеулуйского Дома ремесел, филиал МБУК «Большеулуйский районный Дом культуры»;
Яныгина Любовь Романовна, мастер декоративно-прикладного творчества,
Мальцева Надежда Михайловна, мастер декоративно-прикладного творчества.

Жаркова Татьяна Николаевна, руководитель любительского объединения КГБУК «Таймырский дом народного творчества», Константинова Евдокия Васильевна, художник по костюму.
Клуб лоскутного шитья «Радуга», г. Красноярск: Татьяна Сливко – руководитель клуба, Вероника Константинова, Ольга Любавина, Ирина Машевская, Галина Римарчук, Татьяна Морозюк.

Карта

Две трети вышитой карты Красноярского края составляют орнаменты коренных народов: энецкий, ненецкий, долганский эвенкийский, нганасанский, остальную часть полотна занимает рушниковая вышивка славянских народностей, которые были распространены в начале XX в. на территории Енисейской Сибири.
Орнаменты располагаются на полотне по географическому принципу: от северных к южным. Композиция из орнаментов встроена в диагональное расположение полос, задающих образу динамику, ритм и цветовой строй.
Мастера решились на нестандартное решение и добавили к вышивке лоскутную аппликацию, в виду отсутствия нитевой вышивке в орнаментах северных народностей.
Общий смысл орнаментов заключается в благопожелании, гармонии человека с миром, развитии потенциала.

Панно
Панно выполнено в технике суконной мозаики, с применением традиционной вышивки бисером и цветной нитью.
В центральной части панно изображён белый священный олень – символ жизни коренных народов Таймыра (с нганасанского языка на русский Таймыр переводится как «страна оленьих следов»). Фигура оленя декорирована орнаментами самодийских народов Таймыра (нагнасан, энцев, ненцев) и вписана в окружение традиционных долганских и эвенкийских узоров.

Иркутская область
Мастер
Куратор: Ольга Ращенко, заведующая отделом «Ремесленное подворье» ГБУК «Иркутский областной Дом народного творчества».
Мастера:
Валентина Щенова и Нина Медведок, мастера учебно-творческой мастерской «Художественная вышивка» ИРОО «Союз мастеров народного Искусства «ОНИКС», народные мастера Иркутской области;
Татьяна Качина, мастер-умелец художественной вышивки.
Карта
Карта Иркутской области демонстрирует многонациональность региона.
Орнаменты вписаны в круг, что символизирует, солнце, единство наций и круговые танцы, которые присущи практически каждому народу. В общую круговую композицию вплетены восточнославянские орнаменты, фрагмент традиционного орнамента прибайкальских бурят и иркутская гладь.
Восточнославянские орнаменты, привнесены в Сибирь переселенцами и бытуют и по сей день у белорусов, украинцев, русских. Вышивка выполнена в красно-черной цветовой гамме, в техниках: крест, тамбурный шов, счетная гладь.
Традиционный орнамент прибайкальских бурят выполнен в технике тамбурный шов и имеет глубокие семантические корни. Такие орнаменты можно встретить на традиционной одежде, обуви, варежках и головных уборах, на чепраках для седел, на колчанах для стрел.
Иркутская гладь это особая уникальная техника для Иркутской области. В 90-е годы эту технику придумала и запатентовала Мария Алексеевна Азеева, народный мастер Иркутской области. Новый вид вышивки основан на полтавской глади и русского шва. В отличие от этих техник, иркутская гладь – более рельефная и многоцветная.
Всю композицию связывает узнаваемый символ Иркутской области, он изображен на Гербе региона – это Бабр. Выполнен в технике ковровая вышивка.

Панно

Материалы и техника исполнения: тамбурный шов.
В вышивке использован орнамент из коллекции П. П. Хороших «Бараний рог» (бур. хусын эбэр). Это один из самых распространенных мотивов в бурятской орнаментике, символизировал барана как почитаемого животного (тотема). Роговидный узор издревле символизировал достаток и процветание. Рисунок усложнен двойной парой рогов. Внутри орнамента вводится ромб. Палитра орнамента приглушена, это сочетание охристо-желтого и черного, сложного красного и зеленого. Узор применялся на чепраках для седел.
П.П.Хороших был одним из первых собирателей бурятского орнамента. Его коллекции хранятся ныне в Центре восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН и в Бурятском республиканском художественном музее им. Ц. Сампилова.
Панно
Кемеровская область — Кузбасс
Мастер
Мастера Центра русского фольклора и этнографии «Параскева Пятница» (г. Новокузнецк):
Елена Павловская, руководитель,
Ольга Важенина, ведущий методист,
Ангелина Заверохина, ведущий методист,
Любовь Иванова, методист.


Карта и панно

Используются три вида техники вышивки: «тамбур» (границы Кузбасса) «роспись» (изображение символов) «крестик» (буквы и поле карты).

В вышивке карты Кузбасса применены шесть цветов: зелёный, голубой, чёрный, коричневый, красный и белый:
белый – сам Белый свет и снег в Сибири,
зелёный – символ тайги,
голубой – главные реки Кузбасса,
чёрный и коричневый – наскальные изображения животных и птиц Томской писаницы,
красный - изображение древнеславянской Берегини, олицетворяющей собой соединение трёх народов кузбасской земли: русских, телеутов и шорцев.

Северная столица Кузбасса Кемерово, а также, южная столица Новокузнецк, обозначены на карте ракушками каури, символизирующие собой богатство и достаток. Их пришивали на свои одежды коренные жители Кузбасса (шорцы и телеуты). Малые города Кузбасса тоже обозначены ракушками каури, но меньшего размера.


Новосибирская область
Мастер
Марина Филатова, мастер древнерусской вышивки;
Лидия Полякова, научный сотрудник Международной славянской академии наук, культуры и искусств Западно-Сибирского отделения им. В. П. Казначеева, мастер древнерусской вышивки.
Карта
Мастером применялись архаические швы, которые сохранились на вышитых предметах, хранящихся в музеях на территории региона.
Контур границ области выполнен в технике досюльного шва с изображениями разнообразной символики традиционной вышивки.
Строчевой вышивкой белом по белому (по центру) выполнен мотив ромба – символ мироздания.
В правой части фрагмента использованы древние узоры красными, коричневыми и синими нитками, выполненные в архаической технике поддевчатого шва. Данная техника вышивки возрождается мастерами Новосибирской области.
В фрагменте зелеными (болотными) нитками представлены адаптированные для вышивки орнаменты эпохи бронзового века взятые с керамического горшка из Венгеровского раскопа 2021 года на территории Новосибирской области: в левой части фрагмента от центрального мотива – в технике досюльного шва, в верхней правой части – счетной гладью.



Панно
Строчевой вышивкой (по центру) выполнен белом по белому мотив ромба, который символизирует центр мироздания, засеянную землю и женскую плодовитость. Вокруг него досюльным швом выполнен растительный узор зелеными нитками. Обрамляет его ажурные красные полосы поддевчатого шва, который бытовали на элементах одежды Новосибирской области.
Внешняя рамка выполнена досюльным швом с использованием растительного узора красными хлопчатобумажными нитями и зелеными (болотными) нитками адаптированный для вышивки орнамент эпохи бронзового века взятый с керамического горшка из Венгеровского раскопа 2021 года на территории Новосибирской области.

Омская область
Мастер
Ирина Зуева, преподаватель Омского филиала Высшей школы народного искусства.


Карта и панно
Территория Омской области заселена народами разных национальностей. Но основу составляют русские старожилы. Русское старожильческое население сохранило в своей памяти и культуре традиции, привезенные на территорию Омской области более 150 лет назад с коренных мест бытования. Поэтому для вышивки был выбран орнамент, сохранившийся на полотенце, принадлежащем семье старожилов и бытовавшем в Муромцевском районе Омской области.
Архаичный геометризированный орнамент сохранил в себе условное обозначение текущих полноводных рек и перемежающих их засеянных полей с взошедшими на них ростками растений. Именно такой орнамент в полной мере характеризует климатические и территориальные особенности Омской области. Через всю область протекает одна из самых длинных и полноводных рек мира Иртыш, орошая своими многочисленными притоками плодородные земли области.  Обширные засеянные поля окружены ажурными березовыми рощами на юге и строгими сосновыми борами на севере области.
Уникальный экспонат – полотенце (чей орнамент использован в создании представленной вышивки) хранится в Муромцевском историко-краеведческом музее, не раз был экспонирован на различных областных и региональных выставках, подробно описан в издании – «Вышитое полотенце на территории Омской области» изд. Наука. Омск. 2006. 


Томская область
Мастер
Наталья Ильина, швея по народному костюму и вышивальщица;
Олеся Рыбина, руководитель студии декоративно прикладного творчества МУК «ДК «Маяк».
Карта и панно
Томская область – многонациональный регион. Уже несколько веков на территории области живут, взаимно обогащая свои культуры, как коренные народы (селькупы, ханты, эвенков, чулымцев), так и переселенцы (татары, русские, немцы, поляки, белорусы, украинцы).
Для вышивания выбраны хантыйский, селькупский, славянский, татарский, белорусский, украинский орнаменты. Также на карте присутствует орнамент домовой резьбы XVIII в. – он по сей день украшает улицы Томска. 
Лошади на карте расскажут о том, что с XVIII- начала XX в.в. Томская губерния была «извозчичьим» регионом, занималась извозом и разведением лошадей.
Символичны и другие фигуры: олени –  символ охоты, рыбки – речного рыбного промысла, хвойные деревья – лесные богатства края, а снежинки –долгие снежные зимы.
Республика Алтай
Мастер
Ольга Половникова, руководитель МУ АМО «Усть-коксинский район» Дом творчества и досуга».
Карта
Вышивка на карте представлена в виде флага республики Алтай и графических изображений значимых обозначений в традиционной культуре:
-изображение благородного оленя в скифо-сибирском стиле (пазырыкская культура) - одного из самых знаковых фигур в изобразительном искусстве древних кочевников Алтая; у многих родовых подразделений народов Алтая олень является тотемом; созвездие Ориона олицетворяется образом бегущего оленя;
- горы - символ Алтая. Горы показаны с тремя вершинами – это гора Белуха «Ӱч Сӱмер» - высочайшая вершина Сибири;
- солнце - вечный жизнеутверждающий символ;
- орнамент «Кулја» - символ удачи, богатства животного мира Алтая.
Цветовые обозначения: представлены три цвета - синий, белый и коричневый:
- белый цвет олицетворяет чистоту, духовное начало, светлую сторону мироздания;
- синий цвет символизирует небо, в эпосе имеет семантику могучести, распространенный эпитет для обозначения Алтая (Синий или Голубой Алтай);
- коричневый цвет- цвет полноты, богатства.

Панно
Материалы и техника исполнения: тамбурный шов.
Государственный герб Республики Алтай является символом государственного суверенитета, выражает исторические традиции, особенности территории и проживающих народов.
Государственный герб Республики Алтай представляет собой сине-голубой круг, окаймленный узкой полоской золотистого цвета. Это символ вечного синего неба Алтая.
На сине-голубом фоне изображены:
- в верхней части круга трехглавая вершина одной из высочайших гор Центральной Азии - Белухи - Ӱч Сӱмер, символизирующая красоту и мощь родной земли;
- в центре - грифон - Кан-Кереде с головой и крыльями птицы и туловищем льва, олицетворяющий собой священную солнечную птицу, стерегущую покой, мир, счастье, богатство родной земли, покровительницу зверей, птиц и природы;
- в нижней части круга - орнаментальное изображение двух самых больших рек Алтая - Бии и Катуни с их притоками;
- между ними треножник - очаг - символ Родины, крепости и вечности родного дома;
- волнистые линии под треножником - очагом - символ Телецкого озера - Алтын-Кӧл.

Made on
Tilda