Белгородская область
Мастер
Людмила Кудрявцева, специалист ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества», Народный мастер Белгородской области

Карта
В центре карты помещен герб Белгородской области. Это образ победы над Швецией в Полтавской битве, в которой доблестно сражались белгородские воины. Лев – побежденная Швеция (изображение льва было на королевском знамени Карла 12), орел олицетворяет русское войско (орёл был изображён на знамени русских войск царя Петра I).
На гербе присутствует лазоревый, зеленый, черный, золотой, красный и серебряный цвета. Лазоревое (голубое) поле – небесный оттенок, который означает свободу, честность, верность, безупречность, целомудрие, мягкость, красоту и величественность. Зеленая земля указывает на изобилие, свободу, радость. Черный орел символизирует власть, прозорливость, постоянство, осторожность, мудрость. Золотой лев дарит надежду, проявляет милосердие, олицетворяет смирение, является гарантом справедливости.
Вверху и внизу карты расположены орнаменты традиционных для районов Белгородчины узоров на одежде и предметах быта. Те же орнаменты продемонстрированы на панно.
Панно
Белгородская область на юге и западе граничит с Украиной, на севере и северо-западе - с Курской областью, на востоке - с Воронежской областью.
В традиционных народных вышивках и узорах нашли свое отражение взаимопроникновение языков и культур народов России и Украины.
Панно представлено в виде трех фрагментов традиционной для Белгородской области вышивки крестом. Самая распространенная белгородская вышивка – красная и черно-красная вышивка, она охватывает всю область. Основной рисунок старинных геометрических орнаментов – это ромб во всевозможных разновидностях. Растительные орнаменты как правило, более поздние. Цветочные узоры, близкие к реальным прототипам, встречаются по всему Черноземью и Восточной Украине, то есть являются общими для юга России.
Черноузорная вышивка распространена в нескольких районах Белгородской области. Красота и четкая графичность черноузорных орнаментов делают их идеальными для воплощения в декоре различных изделий. На карте и фрагменте использованы мотивы черноузорных вышивок некоторых районов Приосколья.
Брянская область
Мастер
Специалисты ГАУК «Брянский методический центр «Народное творчество»:
Ирина Аниканова, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства, народный мастер России и Брянской области,
Екатерина Фатеева, ведущий методист отдела декоративно-прикладного искусства,
Юлия Рыжик, специалист по этнографии и ремеслам.

Карта
Брянская область – единственная из всех субъектов Российской Федерации одновременно граничит с Республикой Беларусь и Украиной, а также с четырьмя регионами России. В традиционных народных вышивках и узорах нашли свое отражение единство традиций, обрядов, взаимопроникновение языков и культур.
Используется в основном техника вышивания крестом. В рисунках народной вышивки зашифрованы сакральные знания – это символы материнства, солнца, продолжения жизни, плодородия и благополучия. Восьмиконечная звезда – символ солнца, продолжения жизни, главный элемент вышивки.
В вышивках преобладает красный цвет – красота, огонь, солнце, очаг, кровные узы. Вкрапления черного – Матушка Земля.




Панно


Владимирская область
Мастер
Людмила Чкалова, ведущий специалист ГАУК Владимирской области "Областной Центр народного творчества"

Панно
На панно изображен памятник древнерусской архитектуры Золотые ворота. Они находятся в городе Владимире и являются памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ворота построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском, который перенес столицу княжества во Владимир из Суздаля. Золотые ворота использовались как оборонительное сооружение и как триумфальная арка.
Также вышит орнамент цветущего Владимирского края, выполненный в технике «Владимирский верхошов».
Мирное небо над головой и Золотые ворота выполнены швом «вприкреп». Герб области выполнен в технике аппликации с частичной вышивкой.
Карта
В поселке Мстера Владимирской губернии в XVIII-XIX столетиях монахини расшивали золотыми нитками лен. Этих мастериц называют родоначальницами владимирского шва. У монахинь искусству обучались окрестные жители, только дорогие золотые нити заменяли затем более доступными красными. 
Фрагмент карты вышит знаменитым «Владимирским верхошвом», эта старинная русская вышивка.
Владимирское шитье отличается узорами с растительными элементами, в данной работе использован мотив ветки с владимирской вишней, также на карте присутствует герб Владимирской области. 
Техника
Особенностями вышивки в технике «Владимирский верхошов» являются: 
- основной красный цвет; синий, желтый и зеленый – дополнительные; 
- большие стежки только на лицевой стороне, на изнаночной стороне – пунктир; 
- при вышивке используются нитки-мулине, шерстяные нитки; 
- стежок в 6, 8, 12 нитей; 
- в вышивке используются разделки: гладь прямая, наклонная; шов «козлик», «косичка», «кисточка», стебельчатый, петлевой, вприкреп; накладные сетки или разделки (используют для заполнения сердцевинок цветов); фестоны и т.д.; 
- материалом для вышивки служит лен. 
Воронежская область
Мастер
Наталья Околелых, мастер изготовления традиционного костюма.


Карта
Карта Воронежской области иллюстрирует фрагменты традиционных вышивок двух преобладающих на территории этносов – русских и украинцев.
Русскую вышивку представляет орнамент села Татарино Каменского района Воронежской области. Вышивка выполнена в технике «роспись» и «косой крест». Особенностью вышивки является уникальное сочетание двух техник, характерное только для Воронежской области. Такой вышивкой украшали женские фартуки.
Узор символически изображает засеянное поле и древо жизни, что означает плодородие и продолжение жизни.
В нижней части карты расположена вышивка, характерная для украинского населения Воронежской области, пример – из хутора Галиёвка Богучарского района. Элемент орнамента вышит в технике «крест». Данные растительные орнаменты обильно украшали женские, мужские рубахи из конопляного полотна и женские фартуки. Подобные узоры были распространены по всей России с конца XIX века под общим названием «брокаровский стиль».

Панно
На панно представлены традиционные, характерные для Воронежской области, виды орнаментов. В верхней части расположена вышивка села Татарино Каменского района Воронежской области, выполненная в технике «роспись» и «крест». Ниже представлена вышивка, бытующая в селе Россошь Репьёвского района Воронежской области, выполненная крестом. Под ним расположена традиционная вышивка села Клёповка Бутурлиновского района Воронежской области счетной гладью. В нижней части фрагмента – вышивка крестом села Залиман Богучарского района Воронежской области, характерная для украинского населения Воронежской области.

Ивановская область
Мастер


Марина Тулупова, руководитель клуба «Лоскутная мозаика» 
Карта и панно
Ивановские вышивки отличаются легкостью и утонченностью. Они напоминают узоры на морозном стекле. Традиции строчевых орнаментов формировались на протяжении столетий. Вышивальщицы украшали причудливыми узорами одежду, скатерти, полотенца и другие предметы быта.
Орнаменты отражали элементы обрядности и древних культов. Узоры составляли из ромбов, розеток, квадратов. Они имели следующее значение:
1.                Ромб, разделенный на 4 квадрата с точкой в центре, называется «кубанец», у древних славян означал засеянное поле.
2.                Куст или цветок — это «древо жизни» или «мировое древо», с которым были связаны представления славян об устройстве мира.
3.                Главным символом орнамента была женщина, олицетворяющая культ плодородия, богиня земли, мать всего сущего.
4.                По бокам от «матери сырой земли» изображали ее слуг-коней. Это спутники солнца, которые были символами благополучия в хозяйстве.
5.                В орнаментах часто присутствовали птицы. Эти образы были связаны со встречей весны, пожеланием обильного урожая и плодовитости женщинам.
В XIX веке мастерицы стали вышивать узоры с сюжетами из городского и дворянского быта: всадников на конях, дам с зонтиками, роскошные кареты и тому подобное. Вскоре вошли в моду растительные сюжеты: виноградные гроздья, розы, садовые цветы и полевые травы. В своих работах ивановские мастерицы старались приблизиться к реальности.
Техника
Узор на вышивке составлен из отдельных квадратов, которые группируются, составляя различные фигуры. Вышивка выполняется по сетке, изготовленной из хлопчатобумажной или льняной ткани путем выдергивания определённых нитей. Этот процесс производится вручную и называется «держка».
Узоры, как правило, выполняются белыми нитками на белом полотне. Это придает им особую изысканность и изящество. Горизонтальные и вертикальные столбики обвиваются нитками и заполняются узорами. Существует различные приемы заполнения ячеек. Чаще всего применяются следующие:
·                    «плотный настил»;
·                    «штопка»;
·                    «рогожка» и другие.
Так создается изящный фактурный узор. Существует два вида ивановской вышивки:
·                    по мелкой сетке — старинная крестьянская;
·                    по крупной сетке — гипюр.
Очень часто на белой строчке осуществляют цветную обводку, что делает изделия ещё более нарядными.
Калужская область
Мастер
Специалисты отдела ДПИ и ИЗО «Дома народного творчества и кино «Центральный» Александра Огородник, Ирина Соловьёва.
АНО «Возрождение народного художественного промысла «Тарусская перевить»: Инесса Исхакова, Надежда Чиркина, Инна Родина.

Карта
Основной технологией вышивки является счётный крест.
В народной вышивке Калужского края наряду с геометрическим орнаментом бытовали красочные динамичные, со сложными композициями узоры. Они сохранили до нашего времени элементы древнего народного мировоззрения.
На фрагменте карты Калужской области можно увидеть древо и паву в традиционном красном цвете.
В Калужской вышивке птицы, а точнее – «павы» были вестниками солнца и самой жизни. На белом фоне четко выделяются удлиненные красные фигурки птиц с круто изогнутыми шеями, хохолками, пышными «расцветшими» хвостами, их изображения в Калужской вышивке чрезвычайно разнообразны.
Но основой всего живого является «древо жизни», основное значение вышивки заключается в постоянной связи с предками, осознании чувства родства, единения с энергией Рода. Этот символ указывает на преемственность поколений.


Панно

Использована «Тарусская перевить» – самобытная техника вышивки. Ее отличительной особенностью являются белые узоры на красном сквозном фоне. Мастерицы выдергивают вдоль и поперек полотна одинаковое по счету количество ниток, так что получается сетка. А дальше – широкие клетки получившейся сетки перевивают нитками синего, желтого и зеленого цветов – отсюда и перевить.
«Тарусская перевить» славится разнообразием мотивов. Это геометрические орнаменты, в основе которых фигура – ромб, также сочетания треугольников в различных группах. Богатая растительная орнаментика – растущее древо, цветы в композициях, отдельные растения. Антропоморфные мотивы – женская фигура, мужская фигура в виде всадника, обычно в окружении растительности. Наиболее известными мотивами Тарусской вышивки являются древо и павы или «солнечные птицы», используемые во множестве вариаций.



Костромская область
Мастер
Юлия Суслова, педагог дополнительного образования ГБУ ДО Костромской области «Центр технического творчества», учитель начальных классов ГКОУ« Школа №3 Костромской области для детей с ОВЗ», мастер народных художественных промыслов Костромской области.
Ирина Безверхая, инженер–конструктор.
Карта
Карта области выполнена с использованием традиционных техник Костромской вышивки. В технике «строчка-перевить» вышито изображение Ипатьевского монастыря, где в 1613 году состоялся обряд наречения на царство Михаила Романова. Далее, чуть ниже, счётными швами обозначена Великая река Волга, на которой стоит город.
Кострома издревле считалась льняной столицей. Костромской «северный шёлк» знаменит на всю Россию. Поэтому изображение мотива льна легло в узор, расположенный внизу карты. Выполнен он в технике полукрест-роспись.
Узор карты выполнен белым и красным цветом, характерными для народной вышивки Костромского края.


Панно
Вышивка представлена узором «Древо-животное». Яркая, весенняя вегетативная сила вышивки является оберегом, защищает от бед и приносит благополучие.
Внизу вышито изображение символа «Земля» из которой возрождается жизнь во всем её многообразии.
Большая часть орнаментов построена на основе накладных сеток и полусеток со свободным контуром. Богатая красочная, символичная орнаментация используется в одежде (юбки, сарафаны, платки и т.д.), а так же в интерьерах (скатерти, подушки, портьеры).
Использовано около 20 разновидностей швов: стебельчатый шов, гладь, «козлик», «розетки», настил «Ракушка», сложные сновочные мотивы, «узелки» и другие.


Курская область
Мастер
Сона Саакян, мастер художественной вышивки, дизайнер костюма;

Ольга Жихор, директор ДШИ с. Рышково Курского района Курской области, Народный мастер России.

Ангелина Щербакова, ученица О.П. Жихор, обучающаяся ДШИ с. Рышково Курского района Курской области.


Карта
Курская область показана с помощью орнаментов, присущих традициям суджанского ковроткачества и саморядовского ткачества рушников – наиболее известных брендов Курской области. В данном случае техники вышивки выступают как изобразительные средства для демонстрации орнаментов региона.
Использован абрис наших наиболее узнаваемых архитектурных сооружений области: здания курского вокзала, Триумфальной арки, Храма Великомученика Георгия Победоносца и здания городской администрации областного центра. Силуэт каждого строения очень информативен и несёт в себе историческую ценность.
Орнаменты курского ковра легко отличить по особенности художественной композиции, составленной из пышных букетов. В курскую каноническую традицию этого древнего промысла входит многообразие культурных цветов – роз, пионов, маков. На полотне изображены розы на чёрном фоне.
Большое значение в символике узора саморядовской традиции придается цвету. Белый связывается с представлением о свете и небе, жизни и смерти. Красный – с плодородием, с цветом солнца, жёлтый (золотой) цвет – показатель состоятельности и богатства. Зелёный ассоциируется с водой, дождём и плодородием, синий означает зрелость.
Важными в символике Курского края также являются птицы куропатки, которые впервые появились в Знаменном гербовнике 1730 года и по сей день украшают герб области. Три куропатки на небольшом полотне карты Курской области вышиты тонкой золотой нитью – канителью. Этот элемент, а также золотой шнур, обрамляющий область по контуру карты, обобщают композицию, придают ей цельность.
Панно
На панно представлен букет роз из орнамента курского ковра.
Техника
Материалы: мулине, шертяная нить, тонкая металлическая нить (канитель).
Вышивка люневильская, вышивка крестом, использован приём золотного шитья.
Липецкая область
Мастер
Елена Зинина , художник ОАУК «Центр развития культуры и туризма», народный мастер РФ, член Союза художников РФ.

Карта
Самобытной является местная вышивка по тюлевой основе, которая выполняла роль кружева, предназначенного для украшения свадебного наряда невесты и её «посада». Вышивка выполнялась белой нитью с включением цветовых фрагментов атласной ткани в виде «кружочков, червончиков и сердечек», закрепляемых по краю чередой петель. Это самодельное кружево носило название «вышитая тюль» и было особенно распространено в сёлах Романовской, Сырской и Сокольской волостей Липецкого уезда. Узор, снятый с вышивки по тюлю с разноцветными вставками, составил композицию, представляющую Липецкую область на карте России.

Панно
Визитной карточкой Липецкого края можно назвать тамбурную вышивку, называемую по-местному «крючкём» (название дано по инструменту, с помощью которого она выполнялась). Мастерицы «расписывали крючкём» женские и мужские рубахи, фартуки и головные уборы, а также детские крестильные пеленки, столешницы, божнички, полотенца или, как ещё здесь говорили, «накрюшники».
В основе всех вышивок «крючкём» лежат растительные орнаменты, но часто встречаются зооморфные, а также антропоморфные мотивы, выполненные шерстяными или бумажными нитями по белому домотканому полотну в традиционном красном и чёрном цветовом сочетании.
На полотенцах, которые входили в свадебный «посад» (приданое) невесты, вышивались обереговые символы (земли, воды, солнца).
Одним из основных образов являлось «древо жизни», а также различные образы птиц.
На вышитом фрагменте представлена одна из композиций, содержащая все эти символы. Рисунок был переснят с праздничного полотенца, бытовавшего в селе Подгорное Липецкого района Липецкой области.

Московская область
Мастер
Панно вышивали мастера вышивки, участницы авторского проекта «Жизнь прекрасна!»:
Светлана Дианова, автор проекта «Жизнь прекрасна!»;
Светлана Бойко, художник, член Союза художников России;;
Екатерина Хохлова, эксперт;
Анна Анисимова, Светлана Климова, Виктория Макаренко, Анастасия Михайлова, Марина Семина, Ольга Стороженко-Жура, Оксана Трегубова, Елена Фисакова, Татьяна Черкасова, Алла Шишкина.

Карту вышивала Антонина Расторгуева, начальник учебного отдела Института традиционного прикладного искусства – Московский филиал ФГБОУ высшего образования «ВЫСШАЯ ШКОЛА НАРОДНЫХ ИСКУССТВ (академия)», преподаватель кафедры Профессиональных дисциплин; художник декоративного прикладного искусства, член Союза Дизайнеров Москвы.




Карта
Панно
Орловская область
Карта
Фрагмент карты области вышит с использованием традиционной самобытной техники вышивки «Орловский спис».
Центральное место в композиции занимает птица-пава – традиционный сюжет, применяемый в вышивке рушников кон. XIX в. Контур вышивки выполнен тамбурным швом. Узорное заполнение внутри контура называется бранками, которое вышивается в технике набор и простым двусторонним крестом в шахматном порядке.
Основной цвет вышивки – красный с небольшим включением черно-синих акцентов.


Панно
В основе вышивки – мотивы подлинных полотенец кон. XIX – нач. XX вв.
Центральную часть композиции занимает древо. Его очертания плавные, корни, ствол, ветки, листья объединены общим контуром. Его окружают ромбы, звёздочки, цветочки, веточки с листьями, обозначающие «богатство». Древо и «богатство» по периметру обрамляет охранительная кайма. Верхний и нижний бордюры (сады) представляют собой ленточные орнаменты, состоящие из геометризированных «деревьев».
Контур узоров вышит швом вперёд иголку и тамбурным швом. Узорные заполнения внутри контура – бранки выполнены в технике «набор». Эти изображения являются линейным орнаментом. Иногда бранки заменяет двусторонний крест, вышитый в шахматном порядке. Бранки вышиваются как вдоль нитей основы, так и вдоль нитей утка. Переход от одной бранки к другой делается красивым и логичным. Традиционно списовое шитье выполняется двухцветным – красно-синим.

Мастер
Валентина Черногорова, ведущий методист по нематериальному культурному наследию БУКОО «Орловский областной центр народного творчества».
Мария Семёнова, педегог МБУДО «Орловская детская школа изобразительных искусств и ремёсел», народный мастер России.
Рязанская область
Мастер
Ирина Риффель, член Союза художников России.



Карта и панно
В работе представлена традиционная Рязанская художественная вышивка. Она выполнена в техниках "счетная гладь", "косичка" и "роспись". Также в работе использовался традиционный для Рязанской области геометрический орнамент.  Образцами орнамента служили фрагменты из фондов Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (РИАМЗ).

Материалы исполнения: х/б нить.

Смоленская область
Мастер
Алла Логунова, заведующая сектором прикладного искусства МБУК «Ярцевский районный центр культуры и искусства» филиал «Современник»




Карта
Верхнюю часть композиции карты занимает элемент Смоленской крепостной стены – отличительный знак Смоленской области, а возвышается над ней пушка с птицей Гамаюн. Над ними вышит знак коловрата – это восьми лучевая ярга, которая является символом солнца. Нижнюю часть карты занимает орнамент звезды Алатырь с символами засеянного поля.
В общей композиции присутствует орнамент, состоящей из чередования широких и узких полос, который восходит к древним временам и широко распространён на Смоленщине.

Материалы и техника исполнения: вышивка крестом, вышивка «роспись», стебельчатый шов. 
Панно
Орнаменты смоленского края, которые воспроизводятся в тканье и вышивках, носят характерное название «украсы».
Смоленские «украсы» имеют форму ромба пяти- и восьмиконечный звезды, креста, различных промежуточных фигур и их вариации.
На полотне изображены четыре ромба различные по своему узору друг от друга, каждый из которых носит в себе яргические, солярные знаки и кресты. Бытование этих знаков характерно для Касплянского, Духовщинского, Вяземского, Гжатского и других районов области.
В центре композиции вышиты элементы герба области стебельчатым швом: щит, пушка с сидящей на ней птицей Гамаюн.
По углам полотна расположены обереговые знаки. В качестве дополнения полотна были изображены фрагменты узора старинной вышивки «роспись» с изображением птиц и растительности.
Тамбовская область
Мастер
Татьяна Дронова, Творческое объединение «Тамбовские узоры» МБУ КДЦ «Мир».
Галина Косаренко, Самодеятельное творческое объединение «Тамбовские сударыни», г. Тамбов.

Карта
Карта выполнена в технике вышивания «тамбовский крест». Орнамент вопроизведен по материалам книги И.П. Работновой «Тамбовская вышивка», а также с аутентичных народных костюмов Тамбовской губернии из собрания Тамбовского областного краеведческого музея.
Панно
Вышивка выполнена в техниках «двусторонний крест», «косой стежок». Орнамент воспроизведен по материалам книги И.П. Работновой «Тамбовская вышивка»

Тверская область
Мастер
Надежда Баринова, ведущий специалист по декоративно-прикладному и художественному творчеству Тверского областного Дома народного творчества, Народный мастер России.


Карта
Тверская область находится на границе ареалов распространения вышивки, поэтому представляет в своем арсенале почти всё многообразие приемов орнаментации ткани, встречающихся в России. Здесь есть свободные и счетные техники, сюжетные и геометрические орнаменты, белая строчка и невероятное многоцветье. А в старинном городе Торжке с давних времен процветал золотошвейный промысел.

Для представления Тверской области на вышитой карте России были выбраны фрагменты счетных вышивок с полотенец разных районов области.
Наиболее распространенный сюжетный образ тверских полотенец – древо и две предстоящие птицы. Именно этот сюжет стал центральным на карте области. Образец взят с полотенца Весьегонского района, на котором птицы вышиты белым цветом (шов «косая штопка») с цветной обводкой шерстяными нитками. На другом образце выбрана более крупная сетка и птицы вышиты цветными шерстяными нитками (шов «настил»).
Для обрамления узора выбраны полоски, выполненные двусторонним счетным швом «роспись», встречающемся почти повсеместно. Для изображения на карте образцом послужило полотенце из Вышневолоцкого района.


Панно
В 1930-е годы в селе Ведное Рамешковского района организовалась строчевышивальная артель, в которой основным приемом вышивки стала белая строчка. Красота достигалась разнообразием приемов, сочетавших плотные швы («настил») с разреженными («воздушная петля», «штопка») на прозрачном фоне. На карте можно увидеть фрагмент строчевой вышивки швом «воздушная петля». Для панно был выбран фрагмент, сочетающий в себе швы «прямая штопка» с цветным заполнением и «вырезы».
Тульская область
Мастер
Светлана Ямалиева, художник по вышивке, заведующий отделением декоративно-прикладного искусства Тульского областного колледжа культуры и искусства,
Галина Супрун, художник по вышивке и художественной обработке ткани.
Материалы и техника исполнения
Канва, мулине; вышивка «цветная перевить», «белая перевить».

Визитная карточка Тулы – «цветная перевить».
Само название говорит, что техника вышивки заключалась в перевиве предварительно подготовленной сетки цветными нитками. Структура сетки, её ажур сохранялись, но сама сетка становилась плотной, упругой и немного жёсткой. В «белой перевити» сетка перевивалась белыми нитками.
Цвет нити, которая обвивает сетку – красный, отсюда название «красные вырезы».
Карта
Карта Тульской области выполнена в традициях тульской народной вышивки. Центром композиции является самовар – один из самых узнаваемых брендов Тульского края. Также самовар символизирует гостеприимство и мастерство тульских умельцев.
Для воплощения данного образа использовались цветная и белая перевить.
Декоративности орнамента соответствует цветовое решение – традиционное сочетание ярко-красного с синим, жёлтым, оранжевым.
Строчевая вышивка Тульской области по технике исполнения близка к своим калужским соседям. Та же красочность, доминирование красного цвета. Но есть существенные отличия в цветовом ряде, размере ячеек, композиционным решением. Многочисленные вкрапления в красно-белую гамму придают вышивке насыщенный колорит, ассоциируются с цветущими полями Калинова луга в Ясной Поляне и Бежиным лугом в Тургеневских местах.

Панно
Центральной частью композиции выбран храм, объединяющий все районы области.
В верхней части композиции – звёзды. Если обратиться к символам орнамента народной вышивки, звезда осмысливается как и другие небесные светила – солнце и луна, к которым обращались крестьяне. В современной трактовке звезды – это салют над городом-героем.
Чуть ниже храма стилизованные фигуры женщин: слияние образов Параскевы с Богородицей. Они в народном представлении выступали как заступницы, целительницы людей и скота.
Ниже вышито односторонним «козликом» тульские засечные рубежи.
Мотив мирового дерева или древа жизни. Геометрические розетки превращаются в цветок с ромбовидными удлинёнными лепестками, которые располагаются на ветках, представляя их цветущими или подразумевая плоды. Бескрайние яблочные сады окружающие Тулу и превратившие яблочки в тренд города – Белевскую пастилу.
Окаймляет квадрат мережка «паночка», похожая на железнодорожные пути сообщения.

Ярославская область
Мастер
Светлана Безродная, преподаватель Ярославского колледжа сервиса и дизайна.
Карта
Основная концепция – повтор традиционного орнамента с женской рубахи Ярославской губернии конца 19 века. В костюме очень часто встречается соединение тканей, поэтому для вышивки использовали сразу два материала: красный и белый лён.
Верхняя часть карты вышита в технике тамбур. Орнамент скопирован с этнографического образца женской рубахи Ярославской губернии, Пошехонского уезда, которая хранится в Рыбинском музее-заповеднике.
Низ карты – имитация ткачества. Оригинальный орнамент был соткан, в нашем случае используется похожая техника набор. Рисунок, также взят с этнографического образца Рыбинского музея-заповедника, с женской рубахи Ярославской губернии, Рыбинского уезда.
Панно
Для вышивки панно взяты образцы полотенец Ярославской области. Вышивка выполнена в техниках «роспись» и «набор».

Made on
Tilda