Чувашская Республика — Чувашия
Карта и панно

В основе вышивки как на фрагменте карты, так и в панно лежит один из самых старинных образцов кĕскĕ – узора на нагрудной части женской рубахи.

В чувашской традиции он изображался в виде солнца – источника жизни и вышивался в форме круга, креста, квадрата, восьмиугольника. В электронной Чувашской энциклопедии известный этнолог Г.Б. Матвеев так описывает кĕскĕ: «Композиция кĕскĕ строится из 4 элементов, наложенных друг на друга в

крестообразной форме, или симметричным расположением 8 лучей, отходящих от одного центра. Для кĕскĕ характерно многообразие вариантов (фигуры огня, светила, коней, мифологических существ, птиц, растений и т.д.). Узор выполнял функцию оберега, древнее смысловое значение которого связано с символом солнца, с космогоническими представлениями. Кĕскĕ являлось нагрудным узором только женской рубашки: в чувашской космогонии образ женщины служил моделью мира. Согласно традиции на рубашках вышивались 2, 4, 6 кĕскĕ. Узоры кĕскĕ – светила – вышивались также на белом покрывале невесты, которое символизировало небосвод».

Мастер

Надежда Кузнецова, мастер народных художественных промыслов.

Честь вышить свою республику на карте России она завоевала в 2021 году, когда взяла гран-при Межрегионального конкурса профессиональных вышивальщиц «Живи, узор чувашский» и вышила лучший танцевальный платок.

Техника исполнения

В вышивке используются односторонние, двусторонние и двухслойные швы.

Односторонние: контурный, косой гладьевой, косая мелкая стежка, прямой гладьевой шов – для заполнения рисунка, образованного контуром, косичка – для украшения.

Двусторонние: простой или редкий крест – маскировочной шов и для окантовки узоров,

глаз цыпленка – для заполнения рисунка.

Двухслойные: козлик, бархатный шов – для украшения изделий.

Республика Марий Эл
Карта и панно

Авторы проекта создали композицию из орнаментальных мотивов народов, проживающих на территории республики. Центральный мотив вышивки изображен с помощью орнамента марийского народа «дорога птиц». В мифологии финно-угорских народов утка символ матери-прародительницы, плодородия и благополучия. Вдоль «дороги птиц» вышит традиционный марийский орнамент, символизирующий природу нашего края.

На карте гармонично вписались орнаментальные мотивы чувашского народа – «знак взаимопонимания», удмуртского – «дорога дружбы», татарского – «гусиная шея», русского – «солярный знак».

Мастер

Мастера ГБУК «Звениговский Дом народных умельцев»: Надежда Майкова, Людмила Ефремова, Ирина Чугунова.

Техника исполнения

Техника исполнения: «роспись», «счетная гладь», «косая стежка».

Вышивка выполнена шерстяными нитями.

Цветовая гамма соответствует цветам старинной марийской вышивки: темно красный, черный, зеленый, желтый.

Республика Башкортостан
Мастер
Куратор проекта – Карима Кайдалова, заведующая галереей «Урал» Республиканского центра народного творчества. 

Над картой работали:
Ольга Суткевич, дизайн;
Зульфия Брайло, вышивка (народный клуб «Надежда» при галерее «Урал» Республиканского центра народного творчества, г Уфа).

Над панно работала Сайда Ахтямова, народный клуб «Тамбур» с.Билэн Белокатайского района.

Карта
Карта Башкирии решена в виде Древа жизни в технике «двойной тамбур» (косая сетка – «ҡуш элмә», разновидность тамбурного шва, который считается древнейшим в башкирской вышивке ), состоит из ярких вышитых роговидных элементов – «кускар» («рога барана»), как бы «растущих один из другого».
Кускар считается символом благополучия, богатства, успеха, счастья. Эту обережную функцию авторы посвятили всем народам России.
Панно
На панно представлена северо-восточная традиционная тамбурная вышивка, которая  бытует на территории Белокатайского, Кигинского, Мечетлинского, Салаватского районов Республики Башкортостан.
Вышивка выполняется тамбурным крючком на пяльцах по сатину, хлопку, в последнее время, часто на синтетических тканях. Вышивка выполняется, обычно, по красному, темно-синему, бордовому, черному фону. Изредка – по белому. 
Орнамент – многоцветный, симметричный, выполняется со сплошным заполнением отдельных мотивов орнамента, что придаёт фактурность, выразительность рисунку. Для этой вышивки характерны реалистические и стилизованные узоры растительного происхождения. Традиционными цветочными композициями украшают как женскую одежду, так и свадебный наряд жениха. Широко используется в убранстве дома.
Республика Мордовия
Мастер
Вера Ковалева, ведущий методист Республиканского Дома народного творчества, преподаватель Института национальной культуры ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева», мастер по национальной вышивке
Карта
Суть вышитого фрагмента карты – показать единство, мир и согласие между народами, проживающими на территории Республики Мордовия, поэтому в центре фрагмента карты и замкнутой орнаментальной композиции изображена Ладья, на которой дружно плывут по реке жизни представители разных национальностей: мордва, русские, татары.
Цветовое сочетание орнаментальной вышивки также глубоко символично. Испокон веков женщины-мордовки использовали в своих вышитых изделиях древние обережные цвета, в основе которых – красный (якстерь, мазы), цвет жизни – зеленый (сянгяря) – олицетворение зарождения новой жизни, желтый (тюжя) – символ теплого солнца и богатства. И все эти цвета жизни традиционно окаймляются темно-синим (сенем) цветом – символом устойчивости, надежности.
Мордва, проживающая на территории республики, этнически неоднородна: она состоит из эрзи, мокши, шокши. За основу композиции для карты Мордовии и орнаментальной композиции были взяты элементы вышивки самых больших локальных групп мордвы: эрзи и мокши. На карте и орнаментальной композиции расположены фрагменты вышивки по месту географического проживания: справа – эрзянские мотивы, слева – мокшанские.
Для мокшанской стороны были использованы фрагменты наспинной вышивки «наля» Зубовополянского муниципального района и полурозетки-обереги «фталга кенчт», которыми мокшане южной группы мордвы, оформляют низ национальной женской рубахи. Эрзянскую сторону представляет фрагмент вышивки, расположенной по обеим сторонам грудного выреза на старинных рубахах эрзянок – меште ланго (поверх груди).
Панно
Основа панно – восьмиконечная звезда Алатырь с ладьей в центре. Звезда Алатырь присутствует на флаге Мордовии и на панно символизирует мощную энергетику. Форму лучей заполняют различные виды росписи, которые подчеркивают единство между народами, проживающими на территории Республики Мордовия. Полурозетки («фталга кенчт») расположенные на концах лучей, подчеркивают обережное значение звезды Алатырь. Орнаментальный бордюр, замыкающий композицию, выполнен с использованием элементов росписи, присущих вышивки мордвы-мокши, мордвы-эрзи, русских и татар.
Техника
В вышивке карты и орнаментальной композиции используются технологические приемы выполнения национальной (мокшанской и эрьзянской) вышивки, в которой сочетается комплекс приёмов счетного шитья, включая «зубовополянский кирпичик», счётную гладь по косой, роспись, «эрзянскую звёздочку», «копеечку (пуговку)», косую стёжку, шов-полукрест.
Республика Татарстан
Мастера

Луиза Фасхутдинова, художник ДПИ, работает в области традиционного татарского золотного шитья, вышивки и этнического костюма, член Союза художников России, член правления ОВТОО Союз художников России в Татарстане, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан

Карта и панно
Татарская народная вышивка имеет богатые традиции, вобравшие в себя древнетюркские, исламские корни. Традиционный вышитый орнамент татар – цветочно-растительный. Карта изображена в виде орнаментальной композиции, главным акцентом которой является золотошвейный цветок, символизирующий столицу Татарстана – Казань. Реки республики символически изображены синими и голубыми узорами.
Техника исполнения
На карте Татарстана отображены все виды традиционной татарской вышивки: тамбурная, ковровый шов, вышивка золотной канителью. Особенность татарской вышивки тамбуром – полихромия цветовой гаммы

Удмуртская Республика
Мастера

Над картой работала Елена Тополева, ведущий методист отдела ткачества и художественного текстиля АУК УР «Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел».


Над панно работала Надежда Мансурова, ведущий методист отдела ткачества и художественного текстиля АУК УР «Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел».
Картина и панно
Карта выполнена с использованием традиционного удмуртского орнамента – восьмиконечной звезды «толэзе», т.е. лунный. Орнамент считается исключительно свадебным. Выполнялся на вышитых женских нагрудниках северных удмурток «кабачи». Без него, по мнению удмуртов, нельзя было «играть свадьбу».
Изображён знак восьмиконечной звезды «толэзё», лунный узор, – один из главных удмуртских символов.
В удмуртской мифологии Луна ассоциируется с женским образом. Существуют представления о матери Месяца / Луны – «Толэзь Анай». В многочисленных фольклорных произведениях сохранились уподобления Солнца отцу/мужчине, а Луны – матери/женщине.
В наше время этот знак представлен на гербе и флаге Удмуртской Республики и трактуется как восьмиконечный солярный знак, оберегающий от несчастий.
Техника исполнения
Панно выполнено в технике традиционного ткачества «рубчик» или «перебор», характерной для удмуртских ковров.
Вышивка коврового типа покрывает все поле, организуется одной крупной фигурой. Расцветка типична для удмуртской вышивки с применением серебряной нити на черном фоне.
Материалы и техника исполнения: канва, металлизированные нитки для вышивания «мулине» (100% полиэстер), вискозные нитки для вышивания «мулине» (100% вискоза); вышивка «в вприкреп» позументной нитью, косой стежок, шов «роспись», двусторонняя гладь.

Пермский край
Мастер

Надежда Арская, народный мастер Пермского края, руководитель клубного формирования при ГКБУК «Коми-пермяцкий этнокультурный центр».




Карта
На карте представлены культурные бренды Пермского края: пермский балет и пермский звериный стиль, коми-пермяцкая культура.
В верхней части карты расположен герб Пермского края.
В центре карты размещено стилизованное изображение бляхи пермского звериного стиля - женской личины с пятью головами птиц, символизирующей солнце.
Лучи солнца и две водные артерии Пермского края – Кама и Вишера - условно делят карту на несколько культурных и исторических зон: Парму коми-пермяков, древнюю Чердынь, Пермь, промышленную часть Пермского края и мусульманский мир.
Первая локация – таёжная Парма, земля коми-пермяков. Главный мифологический персонаж коми-пермяков – охотник Пера-богатырь стережёт свои лесные угодья.
Вторая локация – государственный природный заповедник «Вишерский» с уникальным сочетанием европейской и азиатской флоры и фауны.
История и настоящее промышленности Пермского края представлены символическим изображением добычи угля, которая началась в регионе более 200 лет назад. Ещё при Петре 1 в горах и предгорьях Урала добывалось более миллиона пудов железа, которое шло на выплавку пушек, ружей, пушечных ядер и других стратегически важных товаров.
Столица Пермского края Пермь - это, прежде всего, культурное сердце Прикамья. На карте Пермь представлена изображением здания Театра опера и балета.
В Пермском крае проживает более 120 национальностей. Одни из коренных народов Пермского края – это татары и башкиры, исповедующие мусульманство, символ этого на карте – мечеть.
Техника: вышивка крестом, тамбурный шов.

Кировская область
Мастер
ООО «Вятские узоры»:
Елена Вахрушева, художник по вышивке;
Наталья Шалкеева, вышивальщица.


Карта и панно
Наиболее характерной и широко используемой в Кировской области принято считать тамбурную вышивку.
В сюжетах вышивки чаще всего вышивались птицы (голуби, петушки, павлины) и растительные композиции: деревья, цветы и цветочные орнаменты — символы любви, мира, благополучия, доброты.
В качестве основного элемента карты был взят Петушок. По мнению авторов, по форме Кировская область напоминает петуха.
Техника
Карта Кировской область выполнена тамбурным швом: застил барашек, застил параллельными строчками, точка застилочная и гладьевой вышивкой: косой стежок, точка зиг-заг.
Тамбур имеет вид цепочки из удлиненных петелек, выходящих одна из другой. Шов можно выполнять как в пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки надо выполнять движением иглы к себе.
Гладь выполняется стежками, плотно прилегающими друг к другу.
На дополнительном фрагменте тамбурная вышивка: тамбурный шов, застил барашек, застил параллельными строчками, точка застилочная, ручная работа. Гладьевая точка на прокол, строчка, ручная вырезка, бриды, навивная точка.
Нижегородская область
Мастер
ЗАО «Гипюр»:
Наталья Харламова, главный художник, заслуженный мастер народных художественных промыслов Нижегородской области;
Надежда Наумова, вышивальщица,
Ольга Поклонская, вышивальщица.


Карта и панно
Карта Нижегородской области выполнена с использованием традиционного Нижегородского гипюра. Сам гипюр выполнен в белом цвете, а контур области и гипюрных мотивов в голубом цвете. Орнамент состоит из традиционных элементов вышивки Нижегородского гипюра: «кольчико», «борона», «мушки», «сетка», «листик из накинутых ниток», «гладинки» и др.
В основном мотиве изображен центральной павильон здания Нижегородской ярмарки. В 2022 году он отмечает юбилей – 200-летие.
Техника исполнения
Техника вышивки «Нижегородский гипюр». Это традиционная сквозная вышивка «по выдергу», т.е. по сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна. Сеточка обязательно перевивается, края закрепляются «валиком», затем выполняется ручной «Нижегородский гипюр».
Материалы: лен, нитки мулине.
Оренбургская область
Мастер
Маргарита Азнабаева и Анна Щёголева, преподаватели ГБПОУ «Оренбургский областной художественный колледж».



Карта
Вышита схема традиционной Оренбургской пуховой ажурной паутинки. На схеме можно увидеть все 4 элемента платка: зубцы, кайма, обрешетка, середина. В середине расположена «пятикруговая» композиция – пять ажурных ромбов.
Вышивка выполнена из хлопковых нитей темно-серого цвета и вискозного шёлка стального цвета. Сочетание этих нитей имитирует пуховую пряжу, которая также состоит из блестящего шёлка и матовой шерсти. Материалы и техника исполнения: карта вышита крестом и швом полукрест, образец выполнен в технике ажурное пуховязание.




Панно
Выполнена из пуховой нити с шелковой основой, в традиционной технике ажурного пуховязания. Использованы традиционные узоры.
Зубцы сложные из косорядок, образующих ромб, посередине которого расположен традиционный элемент ажурного вязания – «мышиный след»;
В кайме традиционный мотив узора – «корольки» из элемента «рыбки», чаще всего данный узор вяжется в платках в обрешетке. Обрешетка отсутствует из-за небольшого размера образца.
Середина однокруговая, в качестве «круга» – традиционный мотив узора «снежинка», углы заполнены «горохом». Середина соответствует одному фрагменту из пятикруговой середины вышитой карты.


Самарская область
Карта и панно
Представлены десять орнаментальных сюжетов этнических групп, преобладающих на территории Самарской области.
В центре расположена традиционная филейно-гипюрная вышивка. Над ней орнамент мордвы-мокши (территория Самарской Луки), справа от него белорусский орнамент, под белорусским чувашский (разноцветный), ниже башкирский (красный), справа от башкирского орнамент мордвы-эрзя, а над ним – татарский орнамент.
Если смотреть от филейно-гипюрной вышивки влево: внизу находится орнамент казахский (красный и маленький синий элемент), над казахским – русский и рядом с ним – украинский.
Техника исполнения
Техника исполнения: вышивка крестом, гладью, тамбурным швом и филейно-гипюрная вышивка
Филейно-гипюрная вышивка – один из старинных видов рукоделия. Изделия в этой технике получают путем плетения сетки и вышивания по ней различных узоров.
В Поволжье данный вид рукоделия получил особенно широкое распространение, так как сетка – основа кружева – похожа на рыболовную сеть, без которой невозможно себе представить жизнь и быт Самарской губернии. Мастерицы плели сетевую основу вручную, с помощью челнока, а затем иглой по сетке вышивали узор.
Филейно-гипюрная вышивка в Поволжье была сохранена и приобрела характерные черты самарской школы благодаря народному мастеру РСФСР Надежде Афанасьевне Тазовой (1906-1997).



Мастер
Марина Посеряева, мастер народных художественных ремесел и промыслов Самарской области (м.р. Безенчукский);
МБУК «Дом народного творчества и декоративно-прикладного искусства» городского округа Похвистнево Самарской области: Елена Анисимова, Алсу Якупова и Жанна Сметанина.

Дизайн-макет разработан сотрудниками ГБУК «Агенство социокультурных технологий»:
Игорь Жаткин – директор,
Елена Уренева – заместителем директора по развитию самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности,
Людмила Тарантул, заведующая отделом декоративно-прикладного творчества и ремесел);
а также Тамара Ведерникова, этнограф, к.и.н., доцентом кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения Самарского государственного института культуры.
Саратовская область
Мастер
Елена Лебедева, заведующий сектором национальных культур ГАУК «Саратовский областной центр народного творчества им. Л.А. Руслановой».


Карта и панно
Данная вышивка – это имитация бранного ткачества с завесы традиционного костюма Саратовской области Балашовского района, села Бобылевка.
Узор – символ богини Макошь, помощи и защиты для женщины – использовали для привлечения изобилия и плодородия. Также этот знак означал символ красоты, умения порождать жизнь и силу природы. Целый образ богини используют в виде оберега и вышивают на одежде, рушниках и белье.

Вышивка выполнена шерстяными нитками в технике гладь.
Ульяновская область
Мастер
Сергей Кольцов, заведующий отделом маркетинга и просветительной деятельности ОГБУК «Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова», народный мастер по вышивке и ткачеству поясов.
Карта
Карта Ульяновской области выполнена с использованием традиционных вышитых и тканых орнаментов, встречающихся у народов, исторически проживающих на территории Симбирской губернии – Ульяновской области: русских, татар, чуваш и мордвы (эрзя).

На территории региона протекает р.Волга, которая делит регион на две части. Вышивка выполнена в виде орнаментальных рядов и узорных полос (разных этнических групп), чередующихся между собой и обособленных розеток. Орнаменты, вышитые на карте взяты с этнографических образцов: русских, татарских и чувашских полотенец; мордовских рубах «панар» и набедренника «пулай»; чувашских головных повязок «сурпан» и поясных подвесок «сара», а также вышитые орнаменты в «брокаровском стиле», получившие широкое распространение у многих народов России в нач. XX века.

Яркая и самобытная вышивка традиционная для народов Симбирско-Ульяновского Поволжья несёт в себе глубокий смысл, олицетворяет представления о устройстве мира, формах орнаментации одежды и обрядовых предметов декоративно-прикладного искусства, говорит о взаимовлиянии культур и дружбе народов.

Канва, мулине; вышивка в техниках: счётный крест и счётная гладь, тамбурный шов, эрзянская звёздочка, косая стёжка, роспись.
Пензенская область
Мастер
Фирдаусь Тумеркина, региональная общественная организация «Татарская национально – культурная автономия Пензенской области»;
Зинаида Матюшина, общественная организация «Региональная мордовская национально – культурная автономия Пензенской области»;
Татьяна Карякина, общественная организация «Местная чувашская национально – культурная автономия Неверкинского района Пензенской области»;
Марина Чуенкова, студия вышивки «Стич Декор».

Карта
Вышивка Пензенской области отражает национальные узоры и орнаменты четырех основных народов, проживающих на территории Сурского края: русские, татары, мордва, чуваши.
Полоска-земля, крест-огонь и крючковатый крест – знаки плодородия, ромб городчатый – символ деревенского сруба, треугольник-твердь и вертикальные косые линии символизируют дождь.
Самый распространенный мотив вышивки и качества – ромб во всевозможных комбинациях, он составляет основу орнаментов народов Пензенской области.


Панно
Мордовский верхний орнамент выполнен традиционной техникой «крест». Мокшанская часть вышивки присуща мастерицам с. Старая Яксарка Шемышейского района Пензенской области, эрзянская – обобщенный вариант вышивальщиц Пензенской области.
Орнамент справа выполнен татарской гладью. Слева – крестом, данная вышивка символизирует русскую культуру. В татарской вышивке всегда есть «вензеля». Так показывается сплоченность. Лепесточки – это детишки.
При создании русского орнамента слева использовалось техника «крест» с изображением розы – это цветы известного и любимого всеми шиповника. Вышивка с изображением данного цветка использовалась на рушниках в свадебных обрядах, символизировала крепкую любовь и охраняла от развода с любимым.
Нижний орнамент отражает чувашскую культуру. Орнамент вышит техникой «крест», обязательной особенностью элемента является обрамление черной нитью. Данный орнамент вышивался на груди женских платьев, считался оберегом и сохранением женской энергии.
Made on
Tilda