Республика Карелия
Мастер
Анна Корзунина, ООО «Золотая нить Поморья»
Карта и панно
На карте и панно в технике золотного шитья выполнен орнамент, который изображался на донце традиционного женского головного убора поморок – жительниц поселений на побережье Белого моря.
Ручная вышивка золотыми и серебряными нитями в особой технике «вприкреп» относится к одному из самых дорогих видов рукоделия, которое в древние времена использовали для украшения одежд монарших особ и знати.
Позже им на смену пришли нити позолоченные или из искусственных материалов, они назывались золотными. Отсюда и название шитья – не золотое, а золотное.
Известным центром золотного шитья на западном побережье Белого моря издавна было старинное поморское село Сумский Посад. Мастерицы-золотошвейки вышивали на продажу донца к повойникам, пояса, накосники и даже подвязки для чулок.
Для золотного шитья используются нити разных сортов: пряденые, сканые, бить, трунцал, канитель. Ими нельзя шить на прокол, т.е. протаскивать их с помощью иглы сквозь ткань. Золотная нить укладывается плотными параллельными рядами поверх ткани и прикрепляется поперечными стежками обычной нитью впрокол.
Республика Коми
Мастер
Валентина Солдатенко, директор ММУК «Национальный музей Удорского района»;
Нина Лютоева, хранитель музейных предметов ММУК «Национальный музей Удорского района».
Карта и панно
 Для народного изобразительного искусства коми наиболее характерной формой декорирования является орнамент – узор, состоящий из повторяющихся, ритмично упорядоченных мотивов. Преобладают геометрические мотивы: косой крест, простой ромб, многослойный, с пересечёнными и продлёнными сторонами, прямые и волнистые линии, косая сетка, шахматный узор.
Иногда геометрические элементы сочетаются с растительными мотивами (розеточный цветок, стебли с бутоном, цветущие ветки) и стилизованными фигурами человека и животных.
Сквозь затейливые узоры проступает мир северной природы, и, пройдя через тысячелетия, коми орнамент продолжает раскрывать свои тайны.
Архангельская область
Мастер
Над картой работала Дарья Громова, мастер народных художественных промыслов Архангельской области, Педагог ГБОУ АО «Детская школа народных ремесел».
Над панно работала ученица Д.С. Громовой Валерия Бандаренко.
Карта
На карте края изображен  19 административных районов, каждый из которых вышит с использованием орнаментов, цветов и техник, присущих конкретной территории.
Для узоров использованы мотивы орнаментов с подола женской рубахи и с концов полотенец из частной коллекции, личного архива фотографий народного мастера Архангельской области Максимовской Веры Петровны, из книги Г. Дурасова «Каргополье. Художественное сокровища», Каргопольского исторического музея, Устьянского центра народного творчества, фондов Вилегодского краеведческого музея, Сольвычегодского историка-художественного музея, Красноборского краеведческого музея, Виноградовского исторического музея, Шенкурского районного краеведческого музея, Онежского историко-мемориального музея, Холмогорского краеведческого музея, Соловецкого музея заповедника, Музея «Малые Корелы».
Применены следующие техники: крест, бракаровская вышивка (счетный крест), болгарский крест, белая строчка, досюльный шов (роспись), счетная гладь, тамбур, набор, косой шов.
Так же на территории Архангельской области бытовали такие виды вышивки, как золотное шитье, сажение по бели, шов по письму, стебельчатый», которые не вошли в вышитую карту Архангельской области.
Панно
Вышитые элементы взяты из Госкаталога Каргопольского исторического музея, а так же из книги Г. Дурасова «Каргополье. Художественное сокровища».
Применены техники «досюльный шов» (современное название «роспись») и «косой шов».
Вологодская область
Мастер
Дина Теленкова , мастер народных художественных промыслов Вологодской области, специалист БУК ВО «Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»


Карта и панно
Для оформления фрагмента Вологодского региона использована композиция с традиционными элементами, характерными именно для вологодского шитья. На карте изображены двуглавый орёл, крылатый лев-барс, а также дворец, который символизирует Вологду. Орнамент взят с посольской скатерти ХVII века, которая хранится в фондах Вологодского музея-заповедника.
Использованы вышивальные техники «шов по письму» и «вологодское стекло» с геральдическим узором. В результате соединения более плотных и тонких ажурных деталей орнамента изображение вышитой карты Вологодчины гармонично «легло» на белое полотно с географическими очертаниями региона.
Белым по белому – это самая древняя вышивка. Белый цвет содержит в себе все оттенки, и получается игра – за счет тени и света. Изделия с такой вышивкой использовались в обрядах, символизируя нетварный, божественный свет.
Калининградская область
Мастер
Автор – Лариса Яковлева, специалист по ИЗО и ДПИ ГБУК «Областной Дом народного творчества», г. Калининград.
Вышивали:
Лариса Яковлева, специалист по ИЗО и ДПИ ГБУК «ОДНТ», г. Калининград,
Виктория Щетинина, руководитель народной студии ДПИ «Радуга», «Центр культуры Славского района», Калининградская область,
Светлана Клейн, руководитель образцовой студии «Балтийские фантазии», МУК «Культурно-молодежный центр», г. Балтийск, Калининградская область,
Вера Гавриленко, руководитель образцового кружка «Творческая мастерская», МБУ «Ладушкинский ГЦК Д и С», Калининградская область,
Светлана Лебедева, руководитель любительского формирования «История этнографического костюма», МАУК ДК «Чкаловский» ГО «Город Калининград»,
Наталья Родина, руководитель народного коллектива «Диво», СДК «Храбровский», Гурьевский ГО, Калининградская область,
Карта
На карте, вышитой крестом, изображен славянский символ «Алатырь» (янтарь) – бренд Калининградской области. Он же – «Восьмиконечная звезда» – самый частый символ народных вышивок различных регионов России. Было решено отдать дань уважения Брянским коллегам, повторив их выбор элемента, так как первый эшелон с переселенцами прибыл в августе 1946 г. именно оттуда.
Народные орнамент «читались»! Также читается и черно-белый современный символ – QR-код сайта Областного Дома народного творчества.

Панно
Материалы: канва, мулине, металлизированная нить, янтарь, бисер.
Древние славяне верили, что «Дерево жизни» растет на волшебном камне Алатырь. Помогает каждому человеку найти свой истинный путь, получая благословение предков. Оно служило символом замены чего-либо устаревшего на более современное, новое.
Калининградское дерево жизни вышито «росписью» и расшито янтарем и бисером в сдержанной «Балтийской» гамме, но имеет ярко-красные корни.
Семь круглых фрагментов, вышитых в различных техниках, символизируют традиционную русскую культуру.

Символика
центр: «Дева Мать» – создание новой жизни (на Прусской земле);
слева и справа (к краям): «Конь-огонь» или «Солнечный конь» и «птица Пава» (феникс) – символы Солнца, достатка, семейного счастья, возрождение из пепла (после войны);
«Засеянное поле» и «Звезда креста» – обретение счастья своим трудом (в 1966 г. за трудовые заслуги область награждена орденом Ленина);
цветочные фрагменты – красота природы.
На вершине дерева – «Звезда», «Алатырь», как и на карте области, символ Солнца, добра, вечной жизни и «солнечного камня», поклон Брянску (первым переселенцам).

Ленинградская область
Мастер
Ирина Мещерякова, мастер по вышивке и художник-дизайнер , магистр Художественного Образования, руководитель студии и театра мод «Берегиня» МКУ «Никольский Дом Культуры» Тосненского района;
Людмила Сенько, мастер по вышивке;
Влада Быстрова, художник-дизайнер.
Карта
По центру карты расположен герб Ленинградской области, выполненный с использованием нескольких технологических приемов ручной вышивки (полукрест, гладь и контурная вышивка). Архитектурные ансамбли преобладающих этнических групп на всей территории Ленинградской области созданы стежками в сочетании оформления крыш и куполов гладью, с использованием контурной вышивки. При рассмотрении карты можно увидеть архитектурные комплексы городов: Выборг, Приозерск, Старая Ладога, Ивангород, Гатчина, Тихвин и Лодейное Поле. Оттенки ниток подобраны по тональности памятников для цельного восприятия особенностей региона.

Материалы: нитки мулине разных оттенков, в соответствии с техническим эскизом.
Техника исполнения: вышивка счетным крестом, тамбурным швом, гладью, петельчатым швом.
Традиционная вышивка: счетный крест и полукрест (зашивка фона карты оттенками зеленого травянистого цвета).
Панно
Материалы: нитки мулине разных оттенков, шерстяные нитки для вышивки, нитки х/б двойного кручения по тональности в соответствии с техническим эскизом.
Техника исполнения: вышивка счетным крестом, тамбурным швом, гладью, полотнянкой.

При разработке и выполнении вышивки панно с орнаментами коренных народов, проживающих на территории области, проведено исследование территориальных особенностей размещения групп по региону. Благодаря этому удалось создать панно с использованием традиционных приемов, техник и материалов вышивки с исторически точными изображениями, учитывая семантику и колорит каждого народа.
В основании работы расположен орнамент, характерный для народного творчества тихвинских карел, проживающих на территории Тихвинского и Бокситогорского районов. Орнамент выполнен в красно-оранжевых тонах с изображением «древа рода» и плодородных хлебов.
Выше по карте расположен орнамент коренного малочисленного народа вепсов, населяющего Лодейнопольского, Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского районов. Вепсский орнамент вышит в бордовых тонах с использованием символа «древа жизни/рода» и «птиц», а также «плодородия» - растительный элемент.
Север Ленинградской области заселён русскими – это Тосненский, Киришский, Волховский, а также Сланцевский районы. Характерными тональностями для данных районов были сочетание красного-синего и зеленого оттенков в вышивке. Использовали изображения «древа», «рун», «человека», «солнца», «воды».
Представители коренного малочисленного народа ижор проживают в основном на территории Кингисеппского района. В ижорской вышивке преобладает техника счетного креста в оттенках красного цвета.
Коренной малочисленный народ водь населяет Кингисеппский район Ленинградской области. В водском орнаменте преобладают геометрические орнаменты красного цвета, выполненные из толстой нити. И венцом данного панно является изображение «древа» или «дракона», «птиц счастья» и знаков «солнца», выполненных в технике вышивки шерстяной нити с использованием приемов зашивания изображений полотнянкой. По колористики использовали традиционное для ингерманландских финнов сочетание красного и насыщенного синего цветов. Надпись региона выполнена зеленым травяным тоном, чтоб объединить панно по цветовосприятию с вышитой картой региона. Окантовка панно выполнена из нескольких красных нитей, используемых в каждой вышивке тонально.
Общая идея панно – показать восприятия мира всеми народами. По этой причине один и тот же элемент показан в каждом орнаменте. За столетия проживания на территориях региона разные народы существенно повлияли на развитие культуры и традиций друг друга.
Материалы: нитки мулине разных оттенков, шерстяные нитки для вышивки, нитки х/б двойного кручения по тональности.

В основании работы расположен орнамент, характерный для Тихвинских Карелов (территории районов г.Тихвина и г. Бокситогорска). Он выполнен в красно-оранжевых тонах с изображением «древа рода» и плодородных хлебов.
Чуть выше по карте расположен орнамент Вепсов (территории районов г.Лодейное Поле и г. Подпорожье), созданный в бордовых тонах с использованием символа «древа жизни/рода» и «птиц», а также «плодородия» – растительный элемент.
Далее, путешествуя в сторону севера области, мы попадаем на территории, занимаемые русским этносом – это районы г.Тосно, г.Кириши, г. Волхова, г.Новая и Старая Ладога. Характерными тональностями для данных районов были сочетание красного-синего и зеленого оттенков в вышивке. Использовали изображения «древа», «рун», «человека», «солнца», «воды».
Направляясь в сторону славного града Петра мы знакомимся с народом Ижоры. В вышивке преобладает техника счетного креста в оттенках красного цвета. В г. Санкт-Петербурге проживали и Ижоры и Ингерманландские Финны.
Так же нельзя забывать о племени Водь, населяющим Сланцевский район Ленинградской области, в орнаменте которых преобладали геометрически орнаменты красного цвета, выполненные из толстой нити.
И венцом данного панно является изображение «древа» или «дракона», «птиц счастья» и знаков «солнца», выполненных в технике вышивки шерстяной нити с использованием приемов зашивки изображений полотнянкой. По колористике использовали традиционное для Ингерманландских финнов сочетание красного и насыщенного синего цветов.
Общая идея панно – показать целостность восприятия Мира всеми этносами, поэтому взят один и тот же элемент и показан в каждом орнаменте.

Мурманская область
Мастер
Ольга Бондаренко, руководитель клуба «Русская вышивка»;
Юлия Парфенцева, член народного самодеятельного коллектива клуба «Лоскутное шитьё»;
Елена Яковлева, вице-президент Ассоциации кольских саамов.
Карта и панно
Карта Мурманской области выполнена с использованием традиционного поморского орнамента швом «крест», контур области вышит тамбурным швом.
Динамичный узор является оберегом, защищает от бед, приносит счастье и благополучие.
В карту региона включен узор коренного населения Кольского полуострова – саами. На красном сукне бисером вышит знак «Полярная звезда», который традиционно и по сей день вышивают на саамских женских головных уборах.
Два орнаментальных мотива двух народов объединяет строгость, геометрия узора, торжественное сочетание цветов белого и красного, синего и жёлтого.
Новгородская область
Мастер
Новгородский областной Дом народного творчества областного автономного учреждения культуры и искусства «Новгородское областное театрально – концертное агентство»:
Алевтина Помельникова, директор;
Анна Матвеева, ведущий методист.
Карта
Использованы швы «роспись» и «крест».

На карте Новгородской области представлена часть орнамента полотенца 1888 года из деревни Эваново Пестовского района Новгородской области из собрания ФГБУК «Новгородский государственный объединенный музей – заповедник».

Панно
Для вышивки использованы фрагменты узора новгородского свадебного полотенца из д. Минькино Пестовского района Новгородской области из собрания Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Новгородский государственный объединенный музей – заповедник», начало XX века, и части подола новгородской женской рубахи, вторая половина XIX века, из альбома «Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства».

Псковская область
Мастер
Анфиса Федорова, мастер современного декоративно-прикладного искусства Псковской области», учитель технологии СОШ № 24 им. Л. Малякова» (г. Псков);
Галина Иванова, мастер современного декоративно-прикладного искусства Псковской области;
Екатерина Белоусова, мастер по традиционным ремеслам;
Татьяна Грохольская, мастер народного творчества Псковской области;
Галина Драчева, автор эскиза фрагмента карты, художник, керамист, член Союза художников России, мастер народного творчества Псковской области.

Карта
Карта Псковской области выполнена с использованием традиционного псковского шва – тамбура (местное название шва «крючковина»).
Композиция вышита на голубом фоне и состоит из трех стилизованных фигур, обведенных волной вьюнка. Изображение барса перекликается с древним псковским гербом. Использованные персонажи и символы характерны для колокололитейного искусства Пскова XVI века. Использованные для вышивки сюжета краски отражают цвет ранних псковских изразцов.


Панно
Композиция, вышитая характерным для северо-запада России двусторонним швом, представляет традиционную народную вышивку русского населения, преобладающего на территории Псковской области. Вышивка выполнена нитями красного цвета с добавлением синего на белом фоне.
В центре композиции представлены две женские фигуры с воздетыми руками, на которых они держат птиц – символ небесного Света. Некоторые исследователи народной вышивки отмечали именно в Пскове обилие подобных сюжетов. Красная одежда женщин орнаментально разделена синими вкраплениями и представляет собой символ засеянного поля.
Под Женщиной – узор с перекрещенными колосьями (стойко сохранившийся в псковском народном текстиле узор до середины 20 века).
Между фигурами – Древо Жизни, соединяющееся наверху с солярным знаком, верхняя часть рисунка – небесные символы.
Представленная вышивка вариативно повторяет рисунок псковского полотенца-иконника 1860-х гг. (д. Захново Островского уезда) из фондов Псковского музея-заповедника, воспроизведенного в книге Е. Матвеева «Псков. Богатырская застава земли Русской».

Ненецкий автономный округ
Мастер
Куратор – Вергунова Елена Ивановна, директор ГБУК «Этнокультурный центр Ненецкого автономного округа».
 Мастер – Верещагина Елена Алексеевна, ГБУК «Этнокультурный центр Ненецкого автономного округа».
Карта
На фрагменте карты отображён известный ненецкий орнамент «Рог оленя» и современный логотип Ненецкого автономного округа. Основное поле было выполнено в нежно-голубом цвете, что характеризует особенности края – его большие просторы, свободу, снег.
Панно
В панно использованы узоры «Локоть лисы» (по центру) и «Рог оленя» (по краям). Цветовая гамма выбрана в основных цветах ненецких орнаментов – красном, синем, зелёном и жёлтом.
Made on
Tilda