Республика Крым
Мастер
Над картой работали:
Ольга Будаева, руководитель образцовой студии декоративно-прикладного искусства «Паутинка» Чистеньского СДК МКУК ЦКС Симферопольского района;
Людмила Будаева, участница образцовой студии декоративно-прикладного искусства «Паутинка» Чистеньского СДК МКУК ЦКС Симферопольского района;
Рожкова Татьяна Александровна, руководитель Центра народно-художественных промыслов Некоммерческой организации «Крымский Государственный фонд поддержки предпринимательств.

Над панно работал коллектив педагогов и выпускников школы традиционных

крымскотатарских ремесел «Ступени» при РОО «Севастопольский Фонд возрождения крымскотатарской культуры имени профессора С.О. Изидинова»:

Венера Курмаева, автор орнаментальной композиции и цветового

решения вышитого фрагмента, основатель и педагог Школы;

Халиде Кипчакова, автор технического и цветового решения вышитого фрагмента, народный мастер Украины по вышивке, основатель и педагог Школы, художественный руководитель творческого объединения «Эвджияр» при Фонде Изидинова;

Эмине Мустафаева, выпускница Школы;

Зухра Зиядинова, выпускница Школы.

Карта и панно
Использован орнамент, изображающий стилизованную виноградную лозу,
характерную для флоры Крыма. Она символизирует благополучие и достаток для всех народов Крыма.
Сегмент с русским орнаментом выполнен в технике татар ишлиме, решен в золотисто-серебристой гамме. Листья выполнены золотыми металлизированными нитями, а стебли и гроздья — серебряными. Стилистика вышивки имитирует русское шитьё ХVIII века.
Сегмент с украинским орнаментом выполнен в технике татар ишлиме-эсаб. Это счётная вышивка, визуально имитирующая шитьё крестом и мережкой одновременно в красно-чёрной гамме. Два крупных листа винограда – красного цвета, а мелкие листья и гроздья – чёрного. Таким образом, и технически, и стилистически орнаментальная композиция будет иметь украинскую стилизацию.
Сегмент с крымско-татарским орнаментом выполнен в технике татар ишлиме, решен в традиционной золотисто-серебристой гамме и теплых зеленовато- охристых с вкраплением розоватых тонов, с поддержкой черно-красными мелкими элементами для связи с украинским сегментом и общего цветового композиционного решения с плавным переходом от одного цветового фрагмента композиции к другому.
Сегменты разделены между собой и по периметру вышитой золотой рамкой.

Используются металлизированные нити и мулине. Орнаментальная композиция выполнена двухсторонней глухой крымскотатарской гладью и счетной вышивкой. Ее уникальность в том, что вышивка абсолютно идентична как на лицевой стороне, так и на изнаночной.
Республика Адыгея
Мастер
Лариса Гумова, заведующая отделом народного творчества, традиционных национальных культур и организации досуга ГБУК РА «Центр народной культуры Республики Адыгея», мастер народных художественных промыслов Республики Адыгея.

Карта

Карта Республики Адыгея выполнена с использованием традиционной адыгской вышивки, на нее нанесено «Золотое яблоко нартов».

В эпосе нартов есть легенда о золотой яблоне, которая давало одно золотое яблоко каждый день. Одна сторона яблока была красной, другая - белой. Если женщина, у которой не было детей, откусит белую часть, родится у неё белокурая нартская дочь. Если красную – славный нарт появится на свет.

Данное яблоко является символом нартского эпоса, также оно символизирует столицу Республики Адыгея город Майкоп: в переводе на адыгский язык это слово означает «долина яблонь» (Мыекъуап, «мые» – яблоня, «къуап» - долина).

Составляющий орнаментальный мотив адыгов - строгость геометрии узора, лаконичное сочетание цветов: золотых, серебряных и шелковых нитей

Вышивка
Техника исполнения: традиционная адыгская вышивка – шитье «в прикреп», и вышивка гладью по картону, плетение тесьмы на пальцах.
Материалы: бархат, металлизированные, шелковые нити.


Республика Калмыкия
Мастер
Деляш Давыдовская, методист Республиканского дома народного творчества

Карта и панно
Динамичный узор является оберегом, защищает от сглаза, символизирует цикличность жизни.
В карту региона включено изображение лотоса, который является символом чистоты, духовного возрождения и счастья и изображен на флаге Калмыкии.
Традиционная вышивка крученными шнурами «Зег» применяется в женском традиционном костюме, головных уборах, текстильных изделиях, таких как кисеты (сумочки), подушки.
Типичная в орнаментике цветовая гамма состоит из шести основных цветов:- желтого, зеленого, красного, синего, белого (серебристого) и черного. Для многих работ характерна также цветовая гамма из четырех цветов: желтого, зеленого, красного и черного.
Для вышивки калмыки применяли цветную шерстяную, серебряную, золотую нити.
Техника
Материалы и техника исполнения: калмыцкая традиционная вышивка крученными шнурами «Зег».
Подготовительным этапом перед вышивкой является заготовка шнура. Для выполнения калмыцкой вышивки необходимо скрутить шнуры, причем чередуя правую и левую крутку. Разложить цветные нитки в порядке их расположения в орнаменте. Затем отмерить нити необходимой длины, сложить их в несколько сложений, и приступить к скручиванию шнура.
Прикреп – фиксирующие поперечные стежки, которые располагают на одинаковом расстоянии друг от друга. Это расстояние зависит от узора. Важно соблюдать симметрию и не допускать слишком больших расстояний между стежками, чтобы не провисала основная нить.
Краснодарский край
Мастер

Мастера:
Екатерина Вакуленко, заведующая кафедрой народного                              декоративно-прикладного творчества ФГБОУ высшего образования "Краснодарский государственный институт культуры", доктор педагогических наук, профессор, член творческого Союза художников России и Международной ассоциации художников, заслуженный работник культуры Кубани;
Ольга Ляпунова, старший преподаватель кафедры народного декоративно-прикладного творчества ФГБОУ высшего образования "Краснодарский государственный институт культуры";
Анастасия Ляпунова, студентка 3 курса кафедры народного декоративно-прикладного творчества ФГБОУ высшего образования "Краснодарский государственный институт культуры";
Ирина Луцева, заведующая отделением изобразительного искусства, руководитель образцового художественного коллектива "Холмские узоры" МБУДО "Детская школа искусств ст. Холмской" Абинского района;
Вера Филимонова, руководитель творческого объединения "Василисы" МКУК "Ольгинский культурно-досуговый центр" Абинского района.
Карта и панно
Кубань широка степными просторами, согрета солнцем, одарена морским теплом. Она богата настоящими героями: трудолюбивыми, сильными духом воинами и пахарями. Кубань, названная так по главной и самой широкой реке края, берущей начало с ледников высочайшей горы Кавказа – Эльбруса, и впадающей в Азовское море, навсегда стала родиной кубанского казачества, форпостом южных границ России.
Использована вышивка крестом, которая на Кубани бытовала повсеместно и отличалась разнообразием приемов исполнения. В построении узоров используются орнаментальные полосы разной ширины, где повторяются в определенной последовательности одинаковые элементы узора.
Астраханская область
Мастер
Куратор – Елена Занина, директор ГБУК АО «Астраханский областной научно-методический центр народной культуры».

Мастера:
Елена Павлова, заведующая отделом Дом ремесел ГБУК АО «Астраханский областной научно-методический центр народной культуры»;
Наталья Максимова, мастер участка декоративно-прикладного искусства отдела Дом ремесел;
Гульнара Джаналиева, мастер участка декоративно-прикладного искусства отдела Дом ремесел.
Карта
Основные символы, их смысловые нагрузки и техники вышивки разных народов, проживающих на территории Астраханской области выделены в кругах. Круг – это круговорот жизни, временной цикл, божественное начало, выражает идею единства, бесконечности, законченности, высшего совершенства.
1 символ русской вышивки - «берегиня».
Фрагмент вышит традиционной вышивкой крестом в традиционном цвете – красном.
2 символ татарской вышивки - тюльпан.
Использована традиционная вышивка «тамбуром», выполненная крючком.
3 символ казахской вышивки - «бараньи рога».
Использована традиционная техника вышивки – гладь, по контуру орнамент обшит тамбурным швом.
4 символ калмыцкой вышивки - лотос.
Традиционная техника вышивки – гладь.
5 символ кайтагской вышивки – народы Кавказа. Кайтагская вышивка Дагестана взята за основу представления вышивки народов Кавказа
Вышивается швом «гладь вприкреп» в теплых тонах.
6 символ вышивки сюзане народов Средней Азии – гранат.
Использован тамбурный шов.

Панно
На образце представлены орнаменты основных трех национальностей, проживающих на территории Астраханской области: русских, казахов, татар. Вышивка выполнена в трех техниках, которые традиционно бытовали в Астраханской области: вышивка крестом, гладью и тамбуром.
Волгоградская область
Мастер
Куратор проекта: Бурдина Любовь Алексеевна специалист по жанрам творчества ГБУК «Волгоградский областной центр народного творчества».

Мастера:
Елена Фирсова, директор МКУК «Кумылженский этнокультурный казачий центр «Кошав-гора»;
Елена Пушнина, мастер по традиционной вышивке, участница Клуба мастеров НХП «Мастеровой стан Кошав-гора» Кумылженского района.
Карта и панно
В центре композиции – славянское Древо, как условное обозначение русского населения, преобладающего в регионе. Орнамент взят из традиционной вышивки некрасовских казаков. Вокруг него расположились узнаваемые символы народов, проживающих в границах Волгоградской области: Поволжья (чуваши, марийцы), народов Азии (казахи, татары), народов Кавказа (армяне, азербайджанцы), братские славянские народы (украинцы, белорусы), немцы.
Как дополнительные элементы включены малые растительные зооморфные и солярные знаки, которые также взяты из традиционной вышивки некрасовских казаков и встречаются практически во всех культурах: кони, олени, птицы дивные, звезды и цветы.
Древо несет следующую идею: люди разных национальностей, живущие на Волгоградской земле подобны плодам ЕДИНОГО ДЕРЕВА – ДРЕВА ЖИЗНИ!!!

Композиция выполнена в технике традиционной вышивки некрасовских казаков, исторической родиной которых является территория Волгоградской области.
Используемая техника – многоцветная вышивка крестом.
Ростовская область
Мастер
Мастера народных промыслов Творческого объединения «Берегиня» Целинского районного Дворца культуры:
Марина Скворцова, руководитель КДФ «Берегиня»,
Валентина Лёзова,
Алевтина Чумакова,
Юлия Вербенко, студентка Южного Федерального университета, Академия архитектуры и искусств, мастер народных промыслов,
Наталья Ермакова,
Галина Иванкова,
Наталья Вербенко.



Материалы и техника исполнения
Материалы и техника исполнения: счетный крест, художественная гладь, тамбурный шов.
Ростовская область – полиэтнический регион. Культура Донского края представляет собой симбиоз культур всех народов, проживающих на Дону. Тем не менее, титульной нацией региона являются славяне (русские, украинцы, белорусы), поэтому за основу взяты именно славянские мотивы и техники.
Одно из центральных мест в казачьей культуре занимает конь. Именно поэтому центром композиции стала фигура коня. Кстати, на озере Маныч-Гудило есть заповедник, где живут известные на всю Россию донские мустанги, чьи родоначальники - чистокровные дончаки. На сегодняшний день это единственный вольный табун не только в России, но и на Евразийском континенте.
Еще одним символом Донской земли можно назвать лазорики – степные тюльпаны.
Изображения колосьев, подсолнухов и виноградной лозы говорят о плодородии Донской земли.
Однако основной задачей казачьего края всегда была охрана южных рубежей России от набегов, защита от неприятеля. Именно поэтому на карте присутствуют защитные знаки Алатырь и Орепей.

Made on
Tilda