Вышивка крестом, счетная гладь, тамбурный шов, досюльный шов, косой стежок
Карта Тюменской области выполнена в технике счетной глади шерстяными
нитками, окрашенными вручную. Образцом орнамента послужила коллекция крапивной одежды южных хантов и манси, хранящиеся в фондах «Тюменское музейно-просветительское объединение». В карту региона включена надпись «Тюменская область» и геральдический символ области – соболь.
На демонстрационном образце по центру выполнена татарская вышивка тамбурным швом. Орнамент, обрамленный бисером – хантыйский. Над ним чувашская вышивка. С другой стороны, к татарской вышивке располагается марийский орнамент, над ним – русский. Расположение орнаментов сверху вниз: русский, марийский, татарский, чувашский, хантыйский.
Карта вышита в традиционной для Зауралья технике: сочетании тамбурного шва и ковровой вышивки (местное название – синелевая).
Тамбурный шов выполнен крючком нитью секционного окрашивания. Вышивка ведется по ткани, туго натянутой на пяльцах.
Ковровая вышивка выполнена специальной полой иглой. Техника выполнения предполагает вышивку с изнаночной стороны изделия. В результате на лицевой стороне образуется ворс из невысоких петелек.
Тамбурно-синелевой вышивкой на территории Урала, Зауралья, бывшей Пермской губернии украшали элементы костюма: рубахи, нарядные фартуки-запоны. Фон фартуков был темным: черным, бордовым, зеленым.
Наиболее крупные элементы орнамента, выполненного в тамбурной технике, заполнялись ковровой вышивкой. Вышивка была многоцветной, цвета выбирались очень яркие: розовый, оранжево-желтый, красный, голубой, зеленый.
Одним из самых излюбленных сюжетов вышивки на фартуках-запонах был букет из цветов, причудливых листьев, ягод. Именно такой орнамент выполнен на фрагменте карты России, изображающем Курганскую область и на дополнительном образце местной традиционной вышивки.
В основу образа карты Свердловской области заложены старинные, традиционные и наиболее характерные виды вышивки русского населения, проживающего на территории региона: счетная гладь, имитация бранного ткачества, крест, болгарский крест, художественная вышивка.
Композиция карты построена по принципу орнаментации полотенец – традиционного предмета текстиля народов, проживающих на территории Свердловской области, силуэт которой заполнен горизонтальными рядами уральских орнаментов.
Основными элементами являются восьмиконечные розетки геометрического типа, ромбовидные формы разного масштаба в сочетании с изображением малого герба Свердловской области и символическими знаками природных богатств недр уральской земли: лиственные и хвойные леса, уральские горы, промышленность и камни-самоцветы.
Цветовое решение карты выполнено в соответствии с традициями: по белому фону вышивка нитями красного и черного цветов. В самых крупных и значимых элементах орнамента преобладает красный цвет.
Координатор и исполнитель проекта: Екатерина Черкасова, специалист отдела НХП и ремёсел ОГБУК «Челябинский государственный областной центр народного творчества».
Мастера:
Розалина Мухарамова, ЮРГИИ, г.Челябинск,
Рафиля Касьянова, Дом народного творчества, г.Миасс,
Ирина Зянкина, Дом творчества «Юность», г.Троицк,
Евгения Ядрышникова, АНО «Уральская вечёрка» ,
Елена Рай, Дворец пионеров и школьников им.Н.К.Крупской.Челябинская область ассоциируется с художественной промышленностью региона: златоустовской гравюрой, каслинским литьём.
Фрагмент вышивки – это фрагмент решётки каслинского литья, которая располагалась на центральном здании г.Челябинска – Дома мод. Решётка выполнена профессиональной вышивальщицей Рай Еленой в технике болгарского креста.
Центральная часть составляет квадрат, поставленный на угол, внутри которого изображено дерево и птицы, сидящие по его сторонам.
Дерево обретает крестообразную форму, символизируя всеобъемлющее космическое пространство, солнце, небесную сферу. Судя по расположению ветвей, оно молодое, тянется вверх.
Птице приписывается роль творца мира. Мифы народов севера рассказывают, что утка сотворила землю, одна из душ человека связана с перелетной птицей. Утка связана с высшим божеством.
Квадрат олицетворяет сердце, углубление сердца, голову небесного божества.
Окаймление центрального мотива состоит из бордюров, разделенных на треугольники, где вышиты птицы, сидящие по сторонам деревьев.
Материалы: нитки мулине, шерсть.